«Прокуратура разъясняет»
С 01.01.2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон).
С принятием Закона регламентированы две организационно-правовые формы товариществ собственников недвижимости, создаваемых в целях ведения указанной деятельности: садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.
Законом вводится понятие «садовый дом», под которым понимается - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Кроме того Законом приводится определение ряда других основополагающих понятий. К примеру, таких как:
«садовый земельный участок» - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;
«огородный земельный участок» - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;
«хозяйственные постройки» - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Закреплены принципы расчета взносов в товариществах, цели, на которые они могут быть израсходованы, а также необходимость подготовки финансово-экономического обоснования размеров таких взносов, утверждаемых общим собранием членов товарищества.
Следует отметить, что лица, ведущие садоводство и огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории товарищества, и не являющиеся его членами, обязаны в рамках нового Закона вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также вносить плату за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, который установлен Законом для уплаты взносов членами товарищества.
Одновременно Законом закреплено, что членские взносы вносятся членами товарищества только на расчетный счет товарищества. Периодичность их уплаты и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества, но не может быть установлена чаще одного раза в месяц.
«Об уголовной ответственности за предоставление помещения для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»
Предоставление лицом жилого либо нежилого помещения, к примеру, квартиры, дома, дачи, гаража, сарая и тому подобное, для систематического потребления наркотических средств либо психотропных веществ и их аналогов, наряду с организацией и содержанием притона, также влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 232 Уголовного Кодекса Российской Федерации. При этом согласно примечанию к статье 232 УК РФ под систематическим предоставлением помещений понимается их предоставление более двух раз.
Под организацией притона следует понимать подыскание, приобретение или наем жилого или нежилого помещения, финансирование, ремонт, обустройство помещения различными приспособлениями и тому подобные действия, совершенные в целях последующего использования указанного помещения для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов несколькими лицами. В свою очередь как содержание притона трактуются умышленные действия лица по использованию помещения, отведенного или приспособленного для потребления наркотических средств или психотропных веществ, например, по оплате расходов, связанных с существованием притона либо эксплуатацией помещения, т.е. внесение платы за его использование, регулирование посещаемости, обеспечение охраны и т.п. Такого характера позиция приведена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 (ред. от 16.05.2017) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».
К действиям по содержанию притона относятся случаи предоставления всего или части помещения одному или нескольким лицам, не проживающим в данном помещении, для потребления наркотических средств. Например, кухня используется хозяином квартиры по прямому назначению, и временно может приспосабливаться для потребления, приготовления наркотических средств.
Содержание притона будет оконченным преступлением, если помещение фактически использовалось одним и тем же лицом несколько раз либо разными лицами для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. При этом не имеет значения, преследовал ли виновный корыстную или иную цель.
За совершение такого характера преступных деяний санкцией статьи предусмотрено наказание вплоть до семи лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
«Уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат»
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат (ст. 159.2 УК РФ).
Применительно к данной статье мошенничество при получении выплат – это хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а также путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.
Социальные выплаты - это установленные законодательством выплаты гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. К таким выплатам можно отнести: пособие по безработице, компенсации на питание, оздоровление, субсидии для строительства жилого помещения, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства материнского капитала, пособия и выплаты для лиц, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом в связи с аварией на Чернобылькой АЭС и другие.
Санкция части 1 ст. 159.2 УК РФ предусматривает наказание для виновных в виде штрафа до 120 тысяч рублей или принудительных работ на срок до 2 месяцев, или ареста сроком до 4 месяцев.
Если преступное деяние совершено группой лиц по предварительному сговору, то возможно назначение наказания вплоть до 4 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
В случае совершения мошенничества при получении выплат лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере (свыше 250 тысяч рублей), санкцией ч.3 ст. 159.2 УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 000 рублей либо без штрафа и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет либо без такового.
Если мошенничество при получении выплат совершено организованной группой, а также в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей), то такое деяние влечет назначение наказания до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн. рублей либо без штрафа и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
«Об ответственности за правонарушения в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства»
В соответствии с нормативными положениями статьи 45.1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правилами благоустройства территории муниципального образования регулируются вопросы содержания территорий общего пользования, внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ, организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, организации озеленения территории, размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм и другие вопросы.
Статьей 6.2 Закона Орловской области от 06.06.2013 № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» (далее - Закон) установлена ответственность за нарушение законодательства в сфере благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и предоставления коммунальных услуг.
Так, за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.3, 6.2.1 Закона, санкцией статьи предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - до 30 тысяч рублей.
При нарушении правил содержания территорий, прилегающих к зданиям предприятий, учреждений, организаций, а также к объектам, принадлежащим индивидуальным предпринимателям (включая павильоны, киоски, ларьки), гражданин может понести ответственность до трех тысяч рублей административного штрафа, а юридическое лицо - до 20 тысяч рублей.
Нарушение правил и норм содержания нежилых сооружений, малых архитектурных форм, фасадов зданий нежилого фонда, ограждений, садово-парковой мебели влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до 2 тысяч 500 рублей; на должностных лиц - до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - до 10 тысяч рублей.
При нарушении нормативных требований по подготовке к сезонной эксплуатации жилищно-коммунальных объектов, инженерных сетей и оборудования, утвержденных органами государственной власти Орловской области или органами местного самоуправления Орловской области, в том числе выявленных после оформления актов готовности их к сезонной эксплуатации, должностные лица могут понести наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере до 5 тысяч рублей; юридические лица - до 10 тысяч рублей.
В случае нарушения правил содержания уличного и внутриквартального освещения на должностных лиц налагается административный штраф от 1 до 2 тысяч рублей; на юридическое лицо - от 5 до 10 тысяч рублей.
«Об изменениях, касающихся вопросов установления дополнительных гарантий и компенсаций педагогическим работникам»
Законодателем в статью 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Кроме того регламентировано, что такой категории педагогических работников выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2018 № 188-ФЗ «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Они вступили в силу с 1 января 2019 года.
«Об изменениях в Гражданском кодексе Российской Федерации, согласно которым вводится возможность совершения совместного завещания супругов»
Законодателем регламентировано, что завещание может быть совершено одним гражданином, а также гражданами, состоящими между собой в момент его совершения в браке, так называемое совместное завещание супругов (п. 4 ст. 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно закону к супругам, совершившим совместное завещание, применяются правила Гражданского Кодекса о завещателе.
В совместном завещании супруги вправе по обоюдному усмотрению определить следующие имущественные последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно: завещать общее имущество супругов, а равно имущество каждого из них любым лицам; любым образом определить доли наследников в соответствующей наследственной массе; определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если определение имущества, входящего в наследственную массу каждого из супругов, не нарушает прав третьих лиц; лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения; включить в совместное завещание супругов иные завещательные распоряжения, возможность совершения которых предусмотрена настоящим Кодексом.
Нормами законодательства определено, что совместное завещание супругов утрачивает силу в случае расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.
Кроме того один из супругов в любое время, в том числе после смерти другого супруга, вправе совершить последующее завещание, а также отменить совместное завещание супругов.
Указанные изменения внесены Федеральным законом от 19.07.2018 № 217-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации».
Изменения вступили в силу с 1 июня 2019 года.
«О гарантиях конституционного права на образование»
Конституция Российской Федерации в статье 43 гарантирует каждому человеку право на образование.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Следует отметить, что законодателем в целях реализации права каждого человека на образование закреплены положения о том, что федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
«Увеличена сумма, которую можно взыскать напрямую через работодателя должника»
Федеральным законом от 27.12.2018 N 539-ФЗ внесены изменения в статью 9 закона "Об исполнительном производстве".
Законодателем определен новый максимальный размер долга, по которому взыскатель может сам направить исполнительный документ для удержания денег. Ранее предельная сумма была 25 тыс. рублей. С принятием новых положений закона она составляет 100 тыс. рублей.
Согласно закону исполнительный документ о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
Необходимо отметить, что к исполнительному документу в таких случаях следует приобщить заявление со сведениями о взыскателе и указать информацию, необходимую для перечисления денег.
Изменения вступили в силу 08.01.2019.
«Разъясняем изменения законодательства об уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства)»
Федеральным законом от 27.12.2018 N 519-ФЗ статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) изложена в новой редакции.
Теперь привлечь к уголовной ответственности за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека, группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", можно только лицо, ранее в течение года привлекавшееся к административной ответственности за аналогичное деяние.
За совершение такого характера преступления санкцией статьи по части 1 предусмотрено наказание от штрафа в размере от 300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 5 лет.
При этом следует иметь в виду, что привлечение к административной ответственности в течение предшествующего года не требуется, в случае, если преступное деяние совершено организованной группой либо с применением насилия или с использованием своего служебного положения. В таком случае наказание по части 2 статьи 282 УК РФ может составить до 6 лет лишения свободы.
Изменения вступили в силу 07.01.2019.
«Вступили в силу изменения в порядок замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами»
Федеральным законом от 27.12.2018 N 540-ФЗ внесены изменения в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Законодателем сокращены сроки фактически отбытого наказания, которые необходимо отбыть для возможной замены наказания с лишения свободы на принудительные работы.
Согласно закону неотбытая часть наказания в виде лишения свободы может быть заменена судом более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным определенной части срока.
Так, к примеру, за совершение преступления небольшой или средней тяжести лицу, осужденному к лишению свободы, необходимо отбыть не менее одной четвертой срока наказания при его замене принудительными работами, а в случае замены на другие виды наказания – законом установлено, что необходимо отбыть не менее одной трети срока наказания.
Осужденным за совершение тяжкого преступления нужно отбыть не менее одной трети срока наказания в виде лишения свободы при замене принудительными работами; особо тяжкого преступления - не менее половины срока.
Изменения вступили в силу 08.01.2019.
«Вступили в силу изменения в УПК РФ, касающиеся вопросов подсудности уголовных дел с административной преюдицией»
Федеральным законом от 27.12.2018 N 509-ФЗ внесены изменения в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательными новеллами из подсудности мирового судьи исключено рассмотрение уголовных дел с административной преюдицией. Это касается уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 116.1 УК РФ (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию); 151.1 УК РФ (розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции); 157 УК РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); 158.1 УК РФ (мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию); 264.1 УК РФ (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию), ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта).
Теперь рассмотрение дел такой категории относится к подсудности районного суда.
Кроме того УПК РФ дополнен нормами, которыми регламентировано, что территориальная подсудность дела может быть изменена по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, по новому основанию – в случаях, если имеются обстоятельства, которые могут поставить под сомнение объективность и беспристрастность суда при принятии решения по делу.
Дополнительно урегулировано, что ходатайство об изменении территориальной подсудности дела стороны подают в вышестоящий суд через суд, в который поступило уголовное дело. Оно подлежит рассмотрению в течение 10 суток со дня его поступления. При этом судья, в производстве которого находится уголовное дело, вправе возвратить ходатайство лицу, его подавшему, если оно не отвечает установленным требованиям.
Изменения вступили в силу 07.01.2019.
«Вступили в силу изменения в примечание к статье 145.1 УК РФ (невыплата в срок заработной платы и иных платежей)»
Статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за невыплату в срок заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат.
Санкцией статьи за совершение такого характера преступления в отсутствие дополнительного квалифицирующего признака (если преступные деяния не повлекли тяжкие последствия) предусмотрена ответственность по части 1 или части 2 статьи 145.1 УК РФ вплоть до лишения свободы на срок до трех лет с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Федеральным законом от 27.12.2018 N 533-ФЗ в УК РФ, в том числе в статью 145.1 УК РФ, внесены изменения.
Согласно примечанию к статье в новой редакции определено, что под частичной невыплатой заработной платы и других выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины суммы, подлежащей выплате.
При этом законодателем регламентировано, что лицо, впервые совершившее преступление по ч. 1 или ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в течение 2х месяцев со дня возбуждения дела погасило в полном объеме имевшуюся задолженность, а также уплатило предусмотренные законодательством проценты (выплатило денежную компенсацию) за невыплату в срок заработной платы, пенсии, пособий, иных платежей, если в действиях такого лица не содержится иного состава преступления.
Изменения вступили в силу 08 января 2019 года.
«Вступили в силу изменения в законодательство об организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
Принят Федеральный закон от 27.12.2018 N 566-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Законодателем закреплена обязанность правоохранительных органов предоставлять контрольно-счетному органу информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным ими материалам.
Кроме того, установлено, что в порядке, определяемом законами субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами региона о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Закон вступил в силу 08.01.19.
«Внесены изменения в законодательство о потребительском кредитовании»
Принят Федеральный закон от 27.12.2018 N 554-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Так, в новой редакции изложены нормативные положения, регламентирующие понятие «профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов». Согласно внесенным изменениям – это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Также законодателем вводится специальное регулирование договоров потребительского кредита без обеспечения, заключенного на срок не более 15 дней на сумму не более 10 000 руб. Для этих целей закон дополнен новой статьей 6.2.
Согласно нововведениям по таким договорам кредитором не применяются ограничения по ежедневной процентной ставке и ограничения к полной стоимости кредита, если в договоре прописано, что по нему не начисляются проценты, меры ответственности, а также платежи за услуги, оказываемые им заемщику за отдельную плату, за исключением неустойки (штрафа, пени) в размере 0,1 процента от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения обязательств, после того, как фиксируемая сумма платежей достигнет 30 процентов от суммы потребительского кредита (займа) (далее - максимальное допустимое значение фиксируемой суммы платежей). Информация об этом должна быть размещена на первой странице договора потребительского кредита (займа), перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора. При этом ежедневная фиксируемая сумма платежей не должна превышать значение, равное результату деления максимального допустимого значения фиксируемой суммы платежей на 15. Также заключенный договор должен содержать условие о запрете увеличения срока и суммы потребительского кредита (займа).
Кроме того, с 28 января до 30 июня 2019 года включительно по договорам потребительского кредита (займа), заключенным в указанный период, вводится ограничение процентов по займу в размере 1,5% в день и максимальный размер неустойки - 2,5 размера суммы займа.
Закон вступает в силу 28.01.2019, за исключением отдельных положений.
Так, к примеру, с 01.07.2019 вступят в силу изменения, согласно которым процентная ставка по договору потребительского кредита (займа) не сможет превышать 1 процент в день.
«Установлена уголовная ответственность за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров для государственных и муниципальных нужд»
Федеральным законом от 27.12.2018 N 520-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодателем установлена ответственность за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это повлекло причинение крупного ущерба или иные тяжкие последствия (статья 200.6 УК РФ).
Совершение такого характера преступного деяния влечет наказание вплоть до 4 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.
Устанавливается, что производство предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 200.6 УК РФ, отнесено к компетенции следователей Следственного комитета РФ.
Изменения вступили в силу 08.01.2019.
«Разъясняем изменения законодательства, касающиеся вопросов освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба»
Принят Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ "О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Так, внесены изменения в название ст. 76.1 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба). Перечень статей, по которым предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности, в случае возмещения причиненного ущерба, расширен, и теперь включает уголовные дела о преступлениях, в том числе, предусмотренных частями пятой - седьмой статьи 159 (мошенничество), частью 1 статьи 159.1 (мошенничество в сфере кредитования), частью 1 статьи 159.2 (мошенничество при получении выплат), частью первой статьи 160 (присвоение или растрата), частью первой статьи 165 (причинение имущественного ущерба) УК РФ и др.
Отдельно законодателем закреплено, что лицо, впервые совершившее преступление по ст.145.1 УК РФ (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат), может быть освобождено от уголовной ответственности по ч. 1 или ч. 2 статьи, если в течение 2х месяцев со дня возбуждения дела погасило в полном объеме имевшуюся задолженность, а также уплатило предусмотренные законодательством проценты (выплатило денежную компенсацию) за нарушение сроков выплат. Такое решение правоохранительные органы вправе принять при отсутствии в действиях лица иных составов преступления.
Изложена в новой редакции ч. 3 ст. 20 УПК РФ об уголовных делах частно-публичного обвинения, перечень таких дел расширен (включены ч. 1 ст. 176 "Незаконное получение кредита", ст. 177 "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности" и др.).
При этом законодателем отдельно закреплено, что к уголовным делам частно-публичного обвинения не могут быть отнесены уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.3, 159.5, 159.6 (различного вида мошенничество), 160, 165, 176 частью первой, 177 УК РФ и других, прямо указанных статей, когда в результате преступления причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.
Изменениями в редакцию ч.1.1 ст. 108 УПК РФ запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу распространен на лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного статьей 201 ("Злоупотребление полномочиями") УК РФ.
Кроме того, УПК РФ дополнен новой статьей, определяющей исключительные случаи, при которых допускается изъятие электронных носителей информации, и др. изменения.
Закон вступил в силу 08.01.19.
«Внесены изменения в статью 19.28 КоАП РФ»
Принят Федеральный закон от 27.12.2018 N 570-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно поправкам часть 1 диспозиции статьи изложена в новой редакции. Законодателем предусмотрена возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение (его передачу, предложение или обещание) должностному лицу от имени юридического лица, не только в случае, когда указанные противоправные действия совершаются в интересах данного юрлица, но и в случае, когда они совершаются в интересах юридических лиц, связанных с ним.
Закон в новой редакции вступил в силу и применяется с 08.01.19.
Следует отметить, что наказание за совершение такого характера административно-наказуемых деяний достаточно суровое.
Санкцией части первой статьи предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо в трехкратном размере передаваемого или обещанного имущества либо трехкратного размера стоимости услуг, но не менее 1 млн. рублей с обязательной конфискацией обещанного или передаваемого имущества либо дополнительным взысканием стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
За совершение правонарушения в крупном или особо крупном размере законодателем установлена более строгая ответственность вплоть до 100кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, но не менее 100 млн. рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
В то же время согласно примечанию к статье, содержание которого направленно, в первую очередь, на профилактику и выявление коррупционных правонарушений и преступлений, юридическое лицо освобождается от административной ответственности за правонарушение, если оно способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
«Установлена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированных митингах»
Принят Федеральный закон от 27.12.2018 N 557-ФЗ "О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Законодателем статья 20.2 дополнена ч. 1.1, согласно которой вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, является административным правонарушением.
Санкцией статьи установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 30 до 50 тысяч рублей, или назначения обязательных работ на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц – в виде штрафа от 50 до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 250 до 500 тысяч рублей.
Изменения вступили в силу 08.01.2019.
«Вступили в силу изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"»
Федеральным законом от 27.12.2018 N 507-ФЗ внесены изменения в статьи 6 и 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Новеллами установлено, что разрешение на временное проживание иностранного гражданина, заключившего брак с гражданином РФ, будет выдаваться только в регионе, где находится место жительства супруга.
Кроме того законодателем в новой редакции изложен п. 2 ст. 11 закона, регламентирующий вопросы передвижения иностранных граждан в пределах РФ. Так, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания даже в пределах региона, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Также он не вправе избирать место своего проживания вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание.
Установленные законодателем запреты не распространяются на участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или в связи с переездом данного иностранного гражданина к новому месту жительства гражданина Российской Федерации
Изменения вступили в силу 07.01.2019.
«Вступили в силу изменения в законодательство о мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека в РФ»
Федеральным законом от 27.12.2018 N 555-ФЗ внесены изменения в статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Согласно принятым законодателем дополнениям деятельность иностранной или международной неправительственной организации может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации, помимо ранее имевшихся оснований, в том числе в случаях, если она способствует либо препятствует выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей).
Изменения вступили в силу 08.01.2019.
«Вступили в силу изменения в законодательство, касающееся вопросов проведения должностными лицами Росздравнадзора контрольных мероприятий»
Федеральным законом от 27.12.2018 N 511-ФЗ внесены изменения в законодательство Российской Федерации, касающееся вопросов наделения должностных лиц Росздравнадзора полномочиями по осуществлению контрольных мероприятий и проведению контрольных закупок.
Так, претерпела изменения редакция ч.2 ст. 88 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регламентирующая государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Установлено, что он включает в себя:
1) проведение проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;
2) осуществление лицензирования медицинской деятельности;
3) проведение проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
4) проведение проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
5) проведение проверок соблюдения медицинскими организациями требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
6) проведение проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности;
7) проведение проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
8) проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг.
Подверглись изменению законодательные нормы, регулирующие вопросы государственного контроля за обращением медицинских изделий.
Помимо этого в новой редакции изложена часть 4.1 статьи 16.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которой контрольная закупка товаров (работ, услуг) может проводится незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий и в сфере обращения лекарственных средств.
Изменения вступили в силу 07.01.2019.
«Внесены изменения в законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В нормы закона, регламентирующие возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, внесены изменения.
Так, законодателем регламентировано, что право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров оставлено только за детьми (до достижения ими 14-летнего возраста) погибших или умерших граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы. При этом дети вправе рассчитывать на получение такой компенсации только, если при жизни погибшего (умершего) на них распространялось это право.
Ранее действовавшим законом предусматривалось, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров может выплачиваться всем членам семьи умершего или погибшего.
В настоящее время с учетом принятых изменений на остальных членов семьи положения о предоставлении компенсации не распространяется. Исключения составляют лица, которым такая выплата назначена до дня вступления в силу комментируемого Федерального закона.
Изменения вступили в силу 08.01.2019.
«Внесены изменения в законодательство об обязательном медицинском страховании»
Опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 N 6-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Изложены в новой редакции отдельные положения закона о застрахованных лицах и страхователях в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Новеллами закона установлено, что наряду с индивидуальными предпринимателями, адвокатами, медиаторами, нотариусами, занимающимися частной практикой, арбитражными управляющими, оценщиками, патентными поверенными, физическими лицами, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", к числу застрахованных лиц и одновременно к категории страхователей в системе ОМС отнесены физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ (то есть те, кто не являются ИП, но оказывают другим физическим лицам без привлечения наемных работников услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд). Вместе с тем, законодателем установлено, что в течение 2 лет (2018-2019 г.г.) такие лица временно освобождены от уплаты страховых взносов на ОМС.
Изменения вступили в силу 17.02.2019.
«Внесены изменения в статью 171 ЖК РФ, регламентирующие особенности предоставления информации об уплате взносов на капитальный ремонт»
Вступил в силу Федеральный закон от 22.01.2019 N 1-ФЗ "О внесении изменения в статью 171 Жилищного Кодекса Российской Федерации".
Статья 171 ЖК РФ, регламентирующая особенности уплаты взносов на капитальный ремонт, дополнена частью 4.
Согласно внесенным изменения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в случае, если это необходимо для целей предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт.
Информацию о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение получает у регионального оператора либо владельца специального счета по запросу в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом законодателем определено, что региональный оператор или владелец специального счета обязаны предоставить такую информацию в течение 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
Изменения вступили в силу 22.01.2019.
«Внесены изменения в законодательство, регулирующее вопросы организации воинского учета»
Вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 N 8-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
Действующее законодательство претерпело изменения, касающиеся урегулирования вопросов организации воинского учета лиц, не имеющих регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Так, статья 8 Закона дополнена положениями о том, что отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет.
Теперь воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
При этом законодателем на руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций возложены дополнительные обязанности. Согласно внесенным изменениям они обязаны направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также обязаны вручать гражданам, не состоящим, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Изменения вступили в силу 17.02.2019.
«Установлена административная ответственность за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов»
Федеральным законом от 06.02.2019 N 7-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
КоАП РФ дополнен статьей 13.19.4., в соответствии с которой вводится административная ответственность за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещения указанных сведений в данном реестре.
В качестве административно наказуемого деяния законодателем определено непредставление должностным лицом сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, неразмещение или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка и (или) сроков размещения в данном реестре указанных сведений, размещение указанных сведений в данном реестре не в полном объеме либо размещение в данном реестре заведомо недостоверных сведений.
Санкцией статьи по части 1 предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей.
В случае повторного совершения должностным лицом правонарушения размер административного штрафа по части 2 статьи 13.19.4 КоАП РФ составит от 20 до 30 тысяч рублей.
Изменения вступили в силу 17.02.2019.
«В целях противодействия коррупции внесены изменения в законодательство»
Опубликован Федеральный закон от 06.02.2019 N 5-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции".
В законодательство вносятся изменения, регламентирующие вопросы организации проверки соблюдения запрета отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Так, к примеру, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций, депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов и другим категориям лиц, перечисленным в законе.
В свою очередь изменениями дополнительно регламентирован порядок проверки соблюдения запрета.
Установлено, что Генеральная прокуратура РФ при необходимости вправе направить запрос в Центральный банк Российской Федерации, который обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении имеющейся у них информации о наличии у лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) иностранных финансовых инструментов.
После получения информации Банк России информирует Генеральную прокуратуру России о результатах рассмотрения поступившего от нее запроса. При этом Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и представлению документов, установленные законодательством иностранного государства, и (или) международным договором Российской Федерации, и (или) двусторонним соглашением с иностранным регулятором финансового рынка, предусматривающим обмен информацией.
Полученную информацию ГП РФ предоставляет органам, подразделениям и должностным лицам, уполномоченным на осуществление проверки соблюдения лицом запретов и ограничений.
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (06.08.2019).
«Принят Федеральный закон, регламентирующий вопросы блокировки сайтов в случае размещения в сети информации, направленной на оскорбление власти и государственных символов»
Опубликован Федеральный закон от 18.03.2019 N 30-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", регламентирующий вопросы блокировки сайтов в случае размещения в сети информации, направленной на оскорбление власти и государственных символов.
Закон дополнен статьей 15.1-1, согласно которой при обнаружении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, Генеральный прокурор РФ или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по удалению информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, в случае ее неудаления.
В свою очередь контролирующий орган незамедлительно определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена такого характера информация. После чего направляет им уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена информация, с требованием принять меры по удалению такой информации. Наряду с этим орган контроля фиксирует дату и время направления уведомления.
Далее, как указано в Законе, незамедлительно с момента получения уведомления, провайдер хостинга или лицо, обеспечивающее размещение информационного ресурса, обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию.
При этом определено, что оператор связи обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, а владелец ресурса с момента получения уведомления в течение суток обязан удалить информацию.
Следует отметить, что возобновление доступа к информационному ресурсу осуществляется только после проверки достоверности сведений об удалении информации владельцем ресурса.
Закон вступит в силу 28.03.2019.
«В законодательство о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, внесены изменения»
Опубликован Федеральный закон от 18.03.2019 N 37-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Закон дополнен положениями о том, что в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала может быть отказано в случае наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В этих целях полномочия Пенсионного фонда РФ дополнены обязанностью по направляю запросов, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органы местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля для выяснения необходимой информации.
Изменения вступают в силу 28.03.2019.
«Установлена ответственность за размещение в сети информации, направленной на оскорбление власти и государственных символов»
Опубликован Федеральный закон от 18.03.2019 N 28-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Изменения коснулись установления ответственности за размещение в сети информации, направленной на оскорбление власти и государственных символов.
Статья 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) дополнена частями 3-5. Так, распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 100 тысяч рублей (ч.3 статьи). За повторное совершение правонарушения такого характера, как следует из содержания ч.4 и ч. 5 статьи 20.1 КоАП РФ, возможно назначение наказания вплоть до ареста на 15 суток.
Возбуждение производства по делам такой категории отнесено к компетенции должностных лиц органов внутренних дел. Материалы о привлечении к административной ответственности подлежат рассмотрению судом.
При этом статья дополнена примечанием, согласно которому обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры РФ.
«Внесены изменения в законодательство об исполнительном производстве»
Принят Федеральный закон № 12-ФЗ от 21.02.2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Законодателем определено, что взыскание по исполнительным листам не может быть обращено на денежные выплаты социального характера, в том числе средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.
При этом на должника возложена обязанность предоставлять документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание.
Изменения вступят в силу с 1 июня 2020 года.
«Административная ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций»
Согласно с п.1 ст.1 Федерального закона 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций признается проявлениями экстремистской деятельности (экстремизмом).
В соответствии со ст. 20.3 КоАП РФ за совершение такого характера деяний установлена административная ответственность.
Санкцией статьи по части 1 регламентировано, что пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение на граждан административного штрафа в размере до 2 тысяч рублей либо административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - до 4 тысяч рублей; на юридических лиц - до 50 тысяч рублей.
Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения которых запрещены федеральными законами также влечет административную ответственность согласно КоАП РФ (ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ).
При выявлении административно-наказуемых деяний, как по части 1, так и по части 2 статьи, предусмотрена обязательная конфискация предмета административного правонарушения.
«Разъясняем изменения законодательства об ответственности банка за ненадлежащее совершение операций по банковскому счету»
Федеральным законом от 26.07.2017 N 212-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые вступят в силу с 01.06.2018 г.
В соответствии с новой редакцией ст. 856 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) в случаях несвоевременного зачисления банком на счет клиента поступивших денежных средств либо их необоснованного списания, а также при невыполнении или несвоевременном исполнении указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета на банк будет возложена обязанность уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации, независимо от уплаты процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете, предусмотренные п.1 ст. 852 ГК РФ.
Положениями пункта 1 статьи 395 ГК РФ размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.