Вопрос: Каковы ограничения вылова водных биологических ресурсов при осуществлении любительского и спортивного рыболовства?

Отвечает Орловский природоохранный межрайонный прокурор Булгакова И.П.:

Согласно ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов.

Указанные ограничения установлены Правилами рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 № 453.

Правила устанавливают суточные нормы вылова водных биоресурсов для водоемов рыбохозяйственного значения каждого субъекта РФ. Так, в соответствии с п. 30.28.4 суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов (за исключением случая, если для таких водных биоресурсов установлен постоянный или временный запрет добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства) для каждого гражданина при осуществлении любительского рыболовства на территории Орловской области составляет:

- судак (3 экземпляра);

- щука (5 экземпляров);

- сом пресноводный (1 экземпляр);

- раки (30 экземпляров);

- малька и живца (50 экземпляров);

- мотыль (0,2 кг).

При этом, суммарная суточная норма добычи (вылова) для всех видов водных биоресурсов (кроме сома пресноводного), составляет не более 5 кг или один экземпляр в случае, если его вес превышает 5 кг.

Нарушение указанных требований влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в виде штрафа для граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орловский природоохранный межрайонный прокурор разъясняет:

Требования законодательства к обеспечению безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при обработке сельскохозяйственных культур.

В связи с началом сельскохозяйственными производителями периода плановых обработок сельскозяйственных культур пестицидами особую важность приобретает вопрос обеспечения санитарной и экологической безопасности при осуществлении обработок.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.

В соответствии с требованиями СанПиН 1.2.2584-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N 17 до проведения обработок пестицидами, не позднее чем за 3 дня, ответственные за проведение работ должны обеспечить оповещение о запланированных работах населения близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах.

На границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием "Обработано пестицидами", содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Знаки безопасности должны устанавливаться в пределах видимости от одного знака до другого, контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ, уборки урожая и других.

При обращении с пестицидами должны соблюдаться санитарно-защитные зоны и минимальные разрывы от населенных мест, водных объектов, оздоровительных и санаторно-курортных учреждений. При этом должна учитываться "роза ветров" и возможность изменения направления воздушных потоков в период проведения "защитных" работ, с целью исключения загрязнения пестицидами атмосферного воздуха и водоемов в местах пребывания людей на прилегающих территориях. Не допускается применение пестицидов и агрохимикатов при ветровом режиме более 4 м/с и с наветренной стороны к селитебной зоне, без соблюдения установленных санитарных разрывов от населенных мест.

В целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока.

За нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами в соответствии со ст. 8.3 КоАП РФ предусмотрена административная

ответственность в виде штрафа для граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица до 2 тысяч до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц – от 10 тысяч до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, нарушение санитарных правил влечет административную ответственность в соответствии с ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа для граждан в размере от 100 до 500 рублей, для должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 500 до 1 тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орловский природоохранный межрайонный прокурор разъясняет:

Требования законодательства РФ при осуществлении деятельности по разведению и содержанию пчел.

При содержании и разведении пчел лица, осуществляющие деятельность в области пчеловодства, обязаны соблюдать следующие требования законодательства.

В соответствии со ст.2.5 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», а также Перечнем видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 22.04.2016 N 161, пчелы подлежат учету и идентификации.

В силу Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденной Минсельхозпродом РФ 17.08.1998 N 13-4-2/1362, на каждую пасеку должен быть заведен учетный документ – ветеринарно-санитарный паспорт, где фиксируется санитарное состояние пасеки. Паспорт регистрируется на станции по борьбе с болезнями животных в специальном журнале, подписывается главным ветеринарным врачом района и руководителем хозяйства или владельцем пасеки и заверяется печатью районной (городской) станции по борьбе с болезнями животных.

Основные требования к расположению и содержанию пасек установлены Ветеринарными правилами содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 19.05.2016 N 194 (далее – Правила), а также Законом Орловской области от 02.11.2013 N 1555-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере пчеловодства на территории Орловской области".

В силу ст. 3 Закона Орловской области от 02.11.2013 N 1555-ОЗ пасеки размещаются не ближе:

5 метров до границы с соседним земельным участком в населенных пунктах и отделяются от него сплошным забором или густым кустарником высотой не менее двух метров. В противном случае пасеки должны быть отделены от соседних земельных участков зданием, строением, сооружением, а летки направлены к середине земельного участка, принадлежащего пчеловоду;

500 метров от животноводческих комплексов (ферм), медицинских организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций культуры, спортивных сооружений.

В соответствии с Правилами, при посещении пасеки, а также ульев с пчелами, вывезенными на медосбор, и обслуживании пчел необходимо использовать чистые продезинфицированные рабочую одежду и обувь.

При вывозе пчел на медосбор ульи, принадлежащие одному хозяйству, необходимо размещать у источников древесных и кустарниковых нектароносов и пыльценосов на расстоянии не менее 1,5 километров от ульев с пчелами, вывезенными на медосбор, принадлежащих другому хозяйству, и на расстоянии не менее трех километров от пасек хозяйств. Размещение пасек и ульев при вывозе пчел на медосбор должно осуществляться с учетом норм размещения пчелосемей на энтомофильных культурах, установленных Ветеринарными правилами, а именно: по 1 пчелосемье для нектара и пыльцы, а также для опыления на 1 га подсолнечника, по 1-1,5 пчелосемьи для нектара и пыльцы и по 2 – для опыления на 1 га гречихи, по 1-2 пчелосемьи для нектара и пыльцы и для опыления на 1 га рапса.

Пчелы, содержащиеся в хозяйствах, подлежат диагностическим исследованиям и обработкам против инфекционных и паразитарных болезней пчел в соответствии с Планом противоэпизоотических мероприятий.

Таким образом, при осуществлении пчеловодства лица обязаны подвергать пчел обязательной идентификации, иметь ветеринарно-санитарный паспорт пасеки, зарегистрированный в учреждении государственной ветеринарной службы, соблюдать расстояния, установленные законодательством, от объектов животноводства, медицинских учреждений, образовательных организаций, а при вывозе пасек – от иных пасек, обеспечивать выполнение пунктов планов противоэпизоотических мероприятий.

За нарушение требований ветеринарных правил, в том числе, при разведении и содержании пчел, установлена административная ответственность по ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, в силу ст. 5.2 Закона Орловской области от 06.06.2013 N 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» самовольное, без соответствующего договора с землепользователем, землевладельцем размещение пасек, установка кочевых пчелопасек на перелете пчел других пасек или на расстоянии друг от друга менее полутора километров, или от стационарных пасек - менее трех километров; на расстоянии менее пятисот метров от школ и больниц; в населенных пунктах на приусадебных участках без плотных ограждений высотой менее двух метров, в том числе живыми изгородями из древесных и кустарниковых культур, а также рядом с усадьбами граждан, имеющих заключение об аллергической реакции на укус пчел; размещение более десяти пчелосемей на одном дачном участке влечет ответственность в виде предупреждения или штрафа для граждан в размере от 200 до 1 500 рублей; на должностных лиц - от 500 до 1 500