Прокуратура разъясняет!
«Нововведения законодательства, касающиеся санитарно-защитных зон»
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодателем установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Правительства Российской Федерации 03.03.2018 года №222 в рамках реализации положений закона утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Регламентировано, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Правилами определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенности использования расположенных в этих зонах земельных участков.
Определен перечень объектов, в отношении которых должны устанавливаться санитарно-защитные зоны; порядок и основания принятия решения о создании, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны; допустимые цели использования земельных участков, расположенных в пределах санитарно-защитной зоны; требования к заявлению об установлении, изменении или прекращении санитарно-защитной зоны, прилагаемым к ним документам и круг лиц, обращающихся с соответствующим заявлением; требования к содержанию решений о создании, изменении или прекращении санитарно-защитной зоны; основания отказа в установлении санитарно-защитной зоны.
Следует также отметить, что решение об установлении (изменении, прекращении) существования санитарно-защитной зоны принимается в зависимости от санитарной классификации объекта Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) или ее территориальными органами.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Разъясняем положения законодательства об использовании средств материнского капитала»
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодателем установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом п. 4 ст. 10 Закона регламентировано, что жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
В случае неисполнения родителями обязательств по оформлению жилых помещений в общую собственность нарушаются императивные требования действующего законодательства о порядке использования средств материнского (семейного) капитала, а также права несовершеннолетних на имущество (жилище).
Учитывая, что указанными действиями (бездействием) затрагиваются права детей, которые в силу возраста не могут себя защитить, прокурор при выявлении нарушений жилищных прав несовершеннолетних вправе обратиться в суд с требованием об обязании оформить жилое помещение в общую собственность несовершеннолетних детей с определением размера долей по соглашению.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«В Гражданский кодекс Российской Федерации внесены изменения»
01 июня 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2017 N 212-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Новой редакцией п. 7 ст. 448 ГК РФ законодателем определено, что если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом. Таким образом, победитель торгов теперь вправе уступить требование, но только по денежному обязательству.
Также законом в новой редакции регламентировано, что за ненадлежащее совершение операций по банковскому счету банк обязан уплатить и проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, и проценты на сумму долга.
Помимо этого претерпели изменения положения о договоре займа, исчислении процентов по договору, последствиях утраты обеспечения по договору и другие.
Так, в соответствии со ст. 807 ГК РФ, действующей в новой редакции, если займодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Вступили в силу ограничения, касающиеся перевозки «авиадебоширов»
Федеральным законом от 05.12.2017 N 376-ФЗ в Воздушный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся вопросов обеспечения безопасности полетов воздушного судна и направленные на регламентирование процедуры отказа в заключении договора перевозки пассажиру из числа «авиадебоширов».
Законодателем Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 107.1. Ею предусматрено создание реестров лиц, воздушная перевозка которых будет ограничена. Эти нововведения касаются пассажиров, привлеченных к ответственности по ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ или п. «в» ч. 1 ст. 213, ст. 267.1 УК РФ за совершение противоправных и хулиганских действий в воздушном транспорте. В этот реестр пассажиры могут быть включены после того, как в законную силу вступит обвинительный приговор суда либо постановление о привлечении к административной ответственности.
Дополнительно регламентировано, что о факте совершения пассажиром действий, которые могут подпадать под признаки административного правонарушения либо преступления, совершенного на борту самолета, командир воздушного судна информирует в письменной форме руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика. Кроме того копия документа вручается пассажиру до того, как он покинет воздушное судно. В случае отказа пассажира от получения копии, командир воздушного судна делает соответствующую отметку в документе.
Решение о внесении пассажира в реестр принимается руководителем или исполняющим обязанности руководителя перевозчика и может быть обжаловано в судебном порядке.
Следует отметить, что только по истечении одного года с даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания либо обвинительного приговора суда, такие лица могут быть исключены из реестра.
Изменения вступили в силу 04 июня 2018.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Требования, предъявляемые к присяжным заседателям»
Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 года N 5451-1 суд присяжных введен на уровне областных и приравненных к ним судов.
Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 190 "О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" с 1 июня 2018 года указанная форма уголовного судопроизводства введена и в районных судах.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей.
Закон предусматривает ряд требований, которым должны соответствовать присяжные заседатели.
Так, присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Уголовная ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений»
Частью 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации гарантируется право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Законодателем установлена уголовная ответственность за нарушение охраняемой законом тайны.
Согласно диспозиции статьи 138 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовно-наказуемыми деяниями признаются нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. Иные сообщения могут передаваться по телетайпу, в смс-сообщениях и другими способами. Незаконность действий означает получение доступа к содержанию переписки, телефонных переговоров и так далее в условиях, не оговоренных законом.
Санкцией статьи по части 1 предусмотрено наказание до 1 года исправительных работ.
При совершении преступного деяния с использованием лицом служебного положения предусмотрено наказание до 4-х лет лишения свободы.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Ответственность за заведомо ложный вызов специализированных служб»
Законодателем установлена административная ответственность за заведомо ложный вызов специализированных служб. Она регламентирована статьей 19.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Объективная сторона названного состава административного правонарушения заключается в умышленных действиях виновных лиц, которые путем ложных вызовов специализированных служб препятствуют их эффективной работе, принятию экстренных мер по спасению жизни и здоровья граждан, их имущества, любой формы собственности, борьбе с административными правонарушениями и преступлениями.
Кроме того следует отметить, что помимо привлечения к административной ответственности с виновных лиц в гражданско-правовом порядке взыскивается ущерб, причиненный в результате ложного вызова и связанный с его проверкой, выездом специализированных служб на место.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Разъясняем изменения в Закон о банках и банковской деятельности»
Вступил в силу Федеральный закон от 23.04.2018 N 106-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Так, Закон "О банках и банковской деятельности" дополнен статьей 36.1 о сберегательном и депозитном сертификатах. Установлено, что Сберегательные сертификаты выдаются кредитными организациями только физическим лицам, в том числе ИП, в свою очередь депозитные сертификаты - только юридическим лицам.
Права конкретного владельца сертификата удостоверяются теперь записями в системе учета выдавшей его кредитной организации.
При этом обращение сберегательных и депозитных сертификатов на предъявителя, а также сберегательных книжек на предъявителя, оформленных ранее осуществляется в прежнем порядке, но только в пределах сроков, на которые они были выданы до этого.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Разъясняем изменения в Федеральный закон «О связи»
Вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 245-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".
Теперь законодательно регламентировано, что услуги мобильной связи предоставляются только тем абонентам, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи.
Следует отметить, что оператор связи обязан прекратить оказание услуг при поступлении к нему запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, или предписания Роскомнадзора, сформированного по результатам контрольных мероприятий, в случае если в течение 15 суток не подтверждено соответствие заявленных персональных данных абонента сведениям о фактическом пользователе.
Кроме того Законом установлено, что оператор связи обязан прекратить оказание услуг при поступлении к нему запроса об этом в целях предотвращения и пресечения преступлений с использованием сетей и средств связи.
Изменения вступили в силу 1 июня 2018 года.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности жилища»
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Законодателем установлена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности жилища.
Так, согласно статье 139 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовно-наказуемыми деяниями признаются незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, либо с применением насилия или с угрозой его применения.
Под жилищем законодателем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.
Санкцией статьи в зависимости от части, по которой будут квалифицированы преступные деяния, предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Уголовная ответственность за неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации»
В соответствии с Федеральным законом № 194-ФЗ от 26.07.2017 с 01 января 2018 года в Уголовный кодекс РФ введена статья 274.1 «Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации».
Её нормами предусмотрена уголовная ответственность за создание, распространение и (или) использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, в том числе для уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации, содержащейся в ней, или нейтрализации средств защиты указанной информации.
Вторая часть статьи устанавливает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре РФ, в том числе с использованием компьютерного ПО либо иной компьютерной информации, которые заведомо предназначены для неправомерного воздействия.
При этом уголовная ответственность установлена не только для хакеров, но и для тех лиц, которые должны охранять от них информацию и соблюдать правила эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации.
Максимальное наказание по статье 274.1 УК РФ предусмотрено в виде лишения свободы на срок до десяти лет с возможностью назначения дополнительного наказания.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Уголовная ответственность за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)»
Статьей 204 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за коммерческий подкуп, то есть:
- за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав, включая ситуации, когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию);
- за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также услуги имущественного характера или другие имущественные права.
Незаконным оказанием услуг имущественного характера является предоставление вопреки установленным правилам в качестве коммерческого подкупа любых имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (напр., предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
Имущественные права включают право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, напр. исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Получение подкупа в виде незаконного предоставления имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.
Переданное в качестве предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.
Подкуп будет иметь место как в том случае, когда его предмет передается соответствующему субъекту, так и тогда, когда предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.
Максимальным наказанием за совершение коммерческого подкупа является лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Основные права присяжных заседателей»
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на участие в отправлении правосудия, предоставив возможность стать присяжным заседателем.
Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
Присяжным заседателем является лицо, привлеченное в установленном уголовно-процессуальном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.
Свой правовой статус он приобретает с момента принятия присяги в судебном разбирательстве.
В соответствии со ст. 333 УПК РФ присяжные заседатели вправе:
- участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;
- просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
- вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.
На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей. Труд присяжных оплачивается за каждое судебное заседание, проведенное с их участием. Кроме этого им гарантируется на период занятости в судебном процессе сохранение рабочего места с постоянной оплатой.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
Вопрос: Мною был заключен договор на изготовление и установку кухонной мебели и произведена предоплата денежных средств по договору. В срок работы не выполнены. Как правильно поступить? Можно ли обратиться в суд и как правильно это сделать?
Отвечает Клёпов Н.А.: Согласно части 1 статьи 27 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный договором.
Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы, потребитель по своему выбору вправе, в том числе отказаться от исполнения договора.
В этом случае гражданин вправе обратиться в суд с иском о взыскании денежных средств, в связи с отказом от исполнения договора, а также о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.
К исковому заявлению в соответствии со ст.132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует приложить документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования, а также расчет взыскиваемой денежной суммы.
От уплаты государственной пошлины при подаче иска, связанного с нарушением прав потребителей, заявитель освобождается в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
«В Воздушный кодекс Российской Федерации внесены изменения»
Вступили в силу изменения в Воздушный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 №338-ФЗ.
Нововведения коснулись правил определения ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира при воздушной перевозке. В этих целях установлено, что воздушная перевозка пассажира включает в себя период нахождения пассажира на борту воздушного судна, период посадки на борт и период высадки пассажира с борта воздушного судна, а не с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки и до момента покидания аэродрома как ранее.
Кроме того законодателем регламентировано, что в электронном виде можно оформить не только билет, багажную квитанцию, но и грузовую накладную, почтовую накладную, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов, почты.
Дополнительно поправками уточнены особенности предъявления требований к перевозчику при международных воздушных перевозках. Следует отметить, что теперь претензия к перевозчику может быть направлена не только в письменной форме, но и в форме подписанного электронной подписью электронного документа, а основанием для её направления может служить не только факт повреждения (порчи) багажа, груза, но и случаи их недостачи.
Изменения вступили в силу 27.05.2018.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
Вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Федеральным законом от 04.06.2018 №145-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Согласно нововведениям при проведении антикоррупционной экспертизы оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами подлежат не только нормативный правовой акт, но и проект нормативного правового акта.
Федеральный закон от 04 июня 2018 года №145-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» вступил в законную силу.
Как можно гражданину ознакомиться с материалами проверки по обращению при отсутствии возможности лично прибыть в прокуратуру?
В таком случае ознакомиться с материалами проверки может представитель по доверенности. Порядок ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, регламентирован п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
Для предоставления такой возможности заявителю в случае, если затрагиваются его права и свободы, либо представителю заявителя необходимо обратиться в орган прокуратуры с соответствующим заявлением.
Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи такого обращения. Само ознакомление осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора.
Вопрос: Имеются ли льготы у учащихся детей-сирот на проезд в общественном транспорте?
Отвечает Клёпов Н.А.: Да, действительно, в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и лица, потерявшие обоих родителей или единственного родителя, которые обучаются по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам имеют право за счет средств федерального бюджета на бесплатный проезд на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также на бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
В целях реализации предоставленного права Постановлением Правительства РФ от 02.09.2017 № 1066 утверждены Правила обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Согласно данных Правил образовательные организации, в которых обучаются указанные лица, должны обеспечивать им бесплатный проезд до завершения обучения.
Решение об обеспечении детей-сирот и лиц из их числа, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, бесплатным проездом оформляется соответствующим распорядительным актом образовательной организации.
Бесплатным проездом обеспечиваются дети-сироты и лица из их числа, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, которые были зачислены на обучение в образовательную организацию, восстановлены в образовательной организации, до достижения ими возраста 23 лет.
Кроме того по желанию обучающегося производится возмещение расходов, связанных с проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), в пределах стоимости проезда при предъявлении в образовательную организацию проездных документов (билетов) в течение месяца, следующего за месяцем проезда.
«Выезд детей за пределы Российской Федерации в отсутствие согласия одного из родителей»
Статьями 61, 63 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей, несут ответственность за их воспитание и развитие.
На основании вышеизложенного, осуществление родительских прав, связанных с воспитанием и развитием детей, подразумевает совместное решение родителями вопросов по обеспечению отдыха детей, в том числе о выезде ребенка за границу.
Статьей 21 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что в случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации своего несовершеннолетнего ребенка, вопрос о возможности такого выезда разрешается в судебном порядке.
В целях дополнительного регламентирования данной сферы правоотношений Постановлением Правительства РФ от 12.05.2003 N 273 (ред. от 28.03.2008) утверждены Правила подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации.
Также следует отметить, что пересматривая результаты спора подобной категории дел между родителями, Верховный суд Российской Федерации дал разъяснение, что судам необходимо оценивать целесообразность установления соответствующего запрета с учетом исследования целей возможной поездки, ее продолжительности, государства выезда, исходя из интересов несовершеннолетнего ребенка.
Кроме того, запрет на выезд ребенка за пределы Российской Федерации, по мнению суда, не нарушает прав и законных интересов ребенка, а является реализацией одним из родителей права на участие в воспитании.
Следует помнить, что родителю, добивающемуся через суд отмены данного запрета, необходимо предоставить доказательства того, что конкретная поездка будет отвечать интересам несовершеннолетнего ребенка.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Уточнены сроки исчисления времени административного задержания»
В соответствии с Федеральным законом № 456-ФЗ от 29 декабря 2017 года внесены изменения в статью 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся регламентирования вопроса исчисления срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения.
Так, статьей 27.5 КоАП РФ установлены сроки административного задержания.
Частью 4 ст. 27.5 КоАП РФ определен порядок исчисления срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения.
Ранее такой срок исчислялся с момента вытрезвления лица.
Постановлением Конституционного суда от 17.11.2016 № 25-П вышеуказанная норма признана несоответствующей Конституции РФ в части ограничения свободы лица до судебного решения на срок более 48 часов.
В связи с этим законодателем уточнены сроки административного задержания.
Частью 4 ст.27.5 КоАП РФ в новой редакции установлено, что общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления и административного задержания не может превышать 48 часов.
Следует отметить, что в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, составление протокола об административном правонарушении, равно как и иные действия, должны быть отложены до вытрезвления такого человека, поскольку в противном случае невозможно обеспечить эффективную реализацию права на защиту.
«Административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака»
Статьёй 20 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" установлен запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, на потребление ими табака, а также вовлечение детей в процесс потребления табака.
Федеральным законом N 274-ФЗ от 21.10.2013 введена административная ответственность за вовлечение лиц, не достигших 18летнего возраста, в процесс потребления табака (статья 6.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом под вовлечением детей в процесс потребления табака следует понимать осуществление действий по приобретению для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.
Санкцией статьи предусмотрено наказание в виде штрафа до 2 –х тысяч рублей.
Если же действия по вовлечению несовершеннолетних детей к потреблению табака совершенны родителями или их законными представителями, то размер штрафа может составить до 3 тысяч рублей.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Восстановление родительских прав»
Статьей 72 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок восстановления родительских прав.
Так, родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.
Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.
Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).
При этом суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска, если это противоречит интересам ребенка.
Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.
Следует отметить, что восстановление в родительских правах невозможно, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено.
В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении в родительских правах суд направляет выписку о состоявшемся решении в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случае государственной регистрации рождения ребенка многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг – в МФЦ по месту государственной регистрации рождения ребенка для информирования органа записи актов гражданского состояния, в котором хранится соответствующая запись акта о рождении.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Существует ли какая-либо ответственность организаций за нарушение прав инвалидов на доступное пользование объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры?»
Отвечает Клёпов Н.А.: Статьей 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
Законодателем закреплено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, образовательным учреждениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Об этом говорится в п.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
В соответствии со ст.16 вышеуказанного Закона юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных этим федеральным законом и другими, а также иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность.
Так, например, по ст.5.43 КоАП РФ (нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. По статье 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей). По статье 9.14 КоАП РФ за отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами санкцией статьи предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Также следует отметить, что органами прокуратуры, помимо привлечения виновных лиц к административной ответственности, дополнительно принимаются необходимые меры по защите прав граждан указанной категории в пределах своих полномочий: вносятся представления об устранении нарушений и предъявляются иски в суд.
«Уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств»
В целях противодействия распространению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов законодателем установлена уголовная ответственность за склонение к их потреблению (ст. 230 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Склонение к потреблению запрещенных средств и веществ, являясь разновидностью их распространения, представляет повышенную общественную опасность.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а в случае совершения преступления в отношении несовершеннолетнего - достигшее 18-летнего возраста.
Склонение к потреблению наркотических средств либо психотропных веществ может выражаться в любых умышленных действиях, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.).
Склонением также будет признан обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и другие действия, совершаемые с целью принуждения к потреблению наркотических средств.
Лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 230 УК РФ независимо от того, употребило склоняемое лицо наркотическое средство или нет.
За совершение такой категории преступного деяния уголовным законом предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы на срок. Если же к потреблению наркотических средств склоняется несовершеннолетний, такое преступление относится к категории особо тяжких, и виновному грозит до 15 лет лишения свободы с назначением дополнительного наказания либо без такового.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы»
Законодателем в соответствии со ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Проведение военных сборов в иных целях не допускается.
Военные сборы подразделяются на: учебные сборы; сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов
Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может превышать 12 месяцев.
Следует помнить, что периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы, за исключением тех, кто пребывает в резерве, не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.
Основная цель сборов - совершенствование военнослужащими запаса профессиональных навыков и знаний. В последнее время особое внимание уделяется освоению новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники, активно поступающей в войска в последние годы.
Согласно ст. 55 федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" женщины освобождаются от военных сборов. Кроме того от сборов освобождается ряд категорий граждан, к примеру:
- граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, - в период проведения таких работ;
- граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций;
- граждане, обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях;
- граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных организациях, - на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации, подготовки дипломной работы;
- граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
Граждане, уволенные с военной службы, в течение двух лет со дня увольнения в запас имеют право на освобождение от призыва на военные сборы.
19 марта 2018 подписан Указ Президента РФ N 114 "О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2018 году".
Согласно Указу граждане будут призываться для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев в ВС РФ, в органах государственной охраны и органах федеральной службы безопасности.
Предусматривается, что военные сборы будут проводиться в сроки по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, за исключением проверочных сборов, сроки проведения которых определяются Минобороны России.
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов
«Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших в уголовном процессе»
Особый статус несовершеннолетнего потерпевшего включает установленное ч.2 ст.45 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации требование об обязательном участии в уголовном деле законных представителей несовершеннолетних.
С 1 января 2015 года в УПК РФ (ст.191) введены новеллы, касающиеся проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего.
Так, установлено обязательное требование об участии педагога или психолога как при непосредственном допросе, так и при производстве других следственных действий (очная ставка, проверка показаний на месте, опознание) с несовершеннолетними, не достигшими возраста 16 лет.
Одновременно в части четвертой ст.191 УПК РФ законодатель указал, что при проведении перечисленных следственных действий с участием потерпевшего, которому не исполнилось 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности участие психолога обязательно.
Кроме того нормой части 1 статьи 191 УПК РФ ограничено время проведения следственных действий с несовершеннолетними потерпевшими, причем речь идет не только о времени допроса, но и о других следственных действиях.
Регламентировано, что следственные действия не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, если несовершеннолетний не достиг возраста 7 лет, а в общей сложности - более одного часа. Если потерпевшему от 7 до 14 лет, то аналогичные ограничения установлены соответственно- более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, если несовершеннолетний старше 14 лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.
Кроме того согласно части 5 ст.191 УПК РФ применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных гл. 26 УПК РФ, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, если они либо их законный представитель против этого не возражают.
Также изменен порядок допроса несовершеннолетних в судебном заседании.
Оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе следственных действий, воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъемки допросов осуществляются при рассмотрении дела судом в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего без проведения допроса. Только по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд выносит мотивированное решение о необходимости допросить несовершеннолетнего потерпевшего повторно (ч.6 ст.281 УПК РФ).
Прокурор района
советник юстиции Н.А. Клёпов