Разъяснения по созданию и организации деятельности территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании
1. Понятие ТОС.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением (далее – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС носит общественный характер:
создается по инициативе граждан и не может быть создано по решению органов местного самоуправления;
не наделено законом обязательной компетенцией и решает только добровольно принятые на себя вопросы, за которые несет ответственность;
не имеет собственных властных полномочий, принимаемые решения носят рекомендательный характер;
создается для решения вопросов местного значения;
в любое время может прекратить свою деятельность и ликвидироваться.
2. Нормативно-правовое регулирование ТОС в муниципальном образовании.
Правовую основу деятельности ТОС образуют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- устав муниципального образования;
- муниципальные нормативные правовые акты;
- устав ТОС.
3. Учреждение ТОС.
Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района.
Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
4. Устав территориального общественного самоуправления.
В уставе ТОС необходимо закрепить положения:
1) о территории, на которой осуществляется ТОС;
2) о целях, задачах, формах и основных направлениях деятельности ТОС;
3) о порядке формирования, прекращения полномочий, правах и обязанностях, сроке полномочий органов ТОС;
4) о порядке принятия решений;
5) о порядке приобретения имущества, а также порядке пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) о порядке прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
5. Установление границ территории, на которой осуществляется ТОС.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения, городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории.
6. Территория деятельности ТОС.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорийпроживания граждан:
- подъезд многоквартирного жилого дома;
- многоквартирный жилой дом;
- группа жилых домов;
- жилой микрорайон;
- сельский населенный пункт, не являющийся поселением.
Данный перечень не является исчерпывающим, представительные органы муниципальных образований вправе дополнить его новыми видами проживания граждан.
7. Формы осуществления ТОС.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется:
1) непосредственно населением:
- посредством проведения собраний граждан;
- посредством проведения конференций граждан;
2) посредством создания органов ТОС.
8. Собрания и конференции граждан по вопросам организации и осуществления ТОС.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
9. Полномочия собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС.
К исключительным полномочиям собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС, можно отнести:
1) установление структуры органов ТОС;
2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов ТОС;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
10. Органы ТОС.
Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Граждане самостоятельно определяют структуру и наименование органов ТОС, их численность, срок полномочий.
Избрание членов органа ТОС осуществляется в порядке, определенном Уставом ТОС.
К органам ТОС можно отнести:
- советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков;
- объединений жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества;
- квартальные, уличные, домовые комитеты (советы);
- контрольно-ревизионная комиссия (ревизор) (образование контрольно-ревизионного органа ТОС не является обязательным, если ТОС не будет зарегистрирован в качестве юридического лица).
В Уставе ТОС для организации деятельности и оперативного управления ТОС может быть предусмотрена должность руководителя органа ТОС (председатель).
Для организации и проведения определенного вида работ при органе ТОС могут создаваться группы (комиссии) по различным вопросам (например, по строительству, социальной, культурно-массовой работе и т.п.) из числа жителей ТОС.
11. Права и полномочия органов ТОС.
Органы ТОС:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Реализуя данные правомочия, органы ТОС:
организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и обеспечивают их исполнение;
привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;
содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;
участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;
выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;
осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;
принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;
выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, нецелевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;
кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;
участвуют в охране общественного порядка;
принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;
взаимодействуют в своей работе с общественными организациями
(женсоветами, советами ветеранов и др.);
информируют население о своей работе;
рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения;
осуществляют контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС (контроль осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля).
12. Экономические основы деятельности территориального общественного самоуправления.
Финансовые средства ТОС могут складываться из:
- собственных средств (доходы от экономической деятельности органов ТОС, добровольные взносы и пожертвования граждан, проживающих на соответствующей территории, добровольные взносы и пожертвования предприятий, учреждений, организаций, иные поступления (в соответствии с законодательством);
- привлеченных средств (заемные средства и средства, перечисляемые органами местного самоуправления, гранты).
Органы ТОС самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с установленными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
ТОС может иметь собственные средства и имущество только в случае, если оно является юридическим лицом.
В случае если ТОС не является юридическим лицом, на собрании (конференции) ТОС могут приниматься лишь решения о добровольных взносах населения на определенные цели.
Органы ТОС ежегодно отчитываются об исполнении сметы доходов и расходов перед собранием, конференций граждан, проживающих на территории ТОС.
Порядок составления, утверждения, исполнения сметы доходов и расходов, а также порядок общественного контроля за исполнением сметы устанавливается уставом ТОС.
13. Формы экономической поддержки территориального общественного самоуправления.
Рекомендуются следующие формы экономической поддержки ТОС органами местного самоуправления:
- выделение бюджетных средств на создание и развитие, включая финансирование текущей деятельности;
- материальное поощрение активистов;
- предоставление на безвозмездной основе помещений и оборудования для временного пользования органами ТОС, компенсация расходов;
- конкурсное распределение денежных средств на реализацию социально-значимых программ органами ТОС
----При цитировании ссылка на Официальный сайт Алтайского края обязательна
Источник:https://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/kompart/usloviya-tos/TOS-razyasneniya.php