«Прокуратура разъясняет»

 

  1. Опубликован Федеральный закон от 18.03.2019 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Изменения касаются вопросов установления административной ответственности за распространение «фейковых новостей».

Статья 13.15 (злоупотребление свободой массовой информации) КоАП РФ дополнена частями 9 – 11. В зависимости от наступивших последствий от распространения в СМИ и в сети заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений наказание может составить для граждан штраф в размере до 400 тысяч рублей; для должностных лиц - до 900 тысяч рублей; на юридических лиц - до 1 миллиона 500 тысяч рублей.

К примеру, наиболее строгое административное наказание ожидает виновных в случае распространения в средствах массовой информации, а также в информационно -телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, либо в случае повторного совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи.

Дополнительно решается вопрос о назначении со штрафом конфискации предмета административного правонарушения или применении штрафа без таковой.

Кроме того, примечанием к статье установлено, что обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9 - 11  статьи 13.15, в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры РФ.

Дела об административных правонарушениях такого характера подлежат рассмотрению судом.

Изменения вступили в силу 18.03.2019.

 

«Поддержка семей»

 

Опубликован Федеральный закон от 18.03.2019 № 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Закон дополнен положениями о том, что в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала может быть отказано в случае  наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В этих целях полномочия Пенсионного фонда РФ дополнены обязанностью по направляю запросов, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органы местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля для выяснения необходимой информации.

Изменения вступают в силу 28.03.2019.

 

«О противодействии коррупции»

 

Опубликован Федеральный закон от 06.02.2019 № 5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции».

В законодательство вносятся изменения, регламентирующие вопросы организации проверки соблюдения запрета отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Так, к примеру,  запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций,  депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов и другим категориям лиц, перечисленным в законе.

В свою очередь изменениями дополнительно регламентирован порядок проверки соблюдения запрета.

Установлено, что Генеральная прокуратура РФ при необходимости вправе направить запрос в Центральный банк Российской Федерации, который обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении имеющейся у них информации о наличии у лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) иностранных финансовых инструментов.

После получения информации Банк России информирует Генеральную прокуратуру России о результатах рассмотрения поступившего от нее запроса. При этом Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и представлению документов, установленные законодательством иностранного государства, и (или) международным договором Российской Федерации, и (или) двусторонним соглашением с иностранным регулятором финансового рынка, предусматривающим обмен информацией.

Полученную информацию ГП РФ предоставляет органам, подразделениям и должностным лицам, уполномоченным на осуществление проверки соблюдения лицом запретов и ограничений.      

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (06.08.2019).

 

«Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов»

 

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Независимыми экспертами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников с соответствующим образованием и стажем.

 

При этом не могут быть независимыми экспертами следующие категории граждан: имеющие неснятую или непогашенную судимость; включенные в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия; осуществляющие деятельность в органах государственной власти и местного самоуправления.

К проведению независимой антикоррупционной экспертизы не допускаются международные и иностранные организации, а также некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.

 

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

 

Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрено, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени преступления 16-летнего возраста.

При этом за совершение ряда преступлений, в том числе за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и другим преступлениям, уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста.

Следует отметить, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного государственного органа, возможно возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В соответствии с ч.4 ст. 90 УК РФ в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера может быть отменена и материалы направлены для его привлечения к уголовной ответственности.

Законом предусмотрена возможность назначения несовершеннолетним различных видов наказаний: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы. Самый строгий вид наказания -лишение свободы, суд назначает несовершеннолетним за совершение тяжких и особо тяжких преступлений на срок до 10 лет с отбыванием в воспитательных колониях.

 

«Административная ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций»

 

Согласно с п.1 ст.1 Федерального закона 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций признается проявлениями экстремистской деятельности (экстремизмом).

В соответствии со ст. 20.3 КоАП РФ за совершение такого характера деяний установлена административная ответственность.

Санкцией статьи по части 1 регламентировано, что пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами,  влечет наложение на граждан административного штрафа в размере до 2  тысяч рублей либо административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - до 4 тысяч рублей; на юридических лиц - до 50 тысяч рублей. 

Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения которых запрещены федеральными законами также влечет административную ответственность согласно КоАП РФ (ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ).

При выявлении административно-наказуемых деяний, как по части 1, так и по части 2 статьи, предусмотрена обяз