Прокуратура разъясняет!

Утвержден новый Административный регламент по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории России, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Приказом МВД России от 10.12.2020 N 856 утвержден новый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Административный регламент).

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД РФ на региональном и районном уровнях, а также порядок их взаимодействия с организациями и подразделениями системы МВД России, с органами власти и местного самоуправления, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, иными организациями при постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет в Российской Федерации и снятии их с учета.

В документе приводится перечень заявителей. В том числе, с учетом изменений федерального законодательства, определено, что в качестве принимающей стороны, наряду с иными лицами, могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории России и предоставившие это жилое помещение в пользование для фактического проживания другому иностранному гражданину или лицу без гражданства.

Регламентированы сроки предоставления государственной услуги, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом её предоставления. Приводятся формы необходимых документов.

К примеру, установлено, что при приеме заявления о регистрации иностранного гражданина по месту жительства должностное лицо подразделения по вопросам миграции обязано проверить представленные документы и их копии, а также наличие оснований для отказа в приеме заявления. Максимальная продолжительность действия составляет 10 минут. За исключением случаев, предусмотренных пунктом 113 Административного регламента (когда необходимо направление межведомственных запросов и получение ответов на них), отметка о регистрации проставляется в день поступления в подразделение по вопросам миграции заявления о регистрации и всех необходимых документов.

Приказ вступил в силу 23.02.2021.

Ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства

Согласно статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под фиктивной регистрацией гражданина России по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя или собственника жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания либо проживания указанного лица.

Статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении на территории России, а также за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.

При этом если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное образует одно преступление, предусмотренное соответственно статьей 322.2 УК РФ. Такого характера правовая позиция изложена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18 "О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией".

За совершение преступления виновному грозит наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо в виде принудительных работ на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Важно отметить, что лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, и в его действиях не содержится иного состава преступления. Об этом указано в примечании к статье.

 

Законодателем установлены повышенные фиксированные выплаты к страховой пенсии родителям недееспособных инвалидов с детства

Опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.02.2021 N 18-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее -Закон).

Законом внесены поправки, регламентирующие повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Закреплено, что родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении), устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.

Тем родителям, которые являются одновременно опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства и на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается им также в расчёте не более, чем на трех членов семьи.

Изменения вступили в силу 24.02.2021.

 

Меры по предупреждению коррупции для юридических лиц

В силу статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.

В этих целях активизации статьёй 13.3 Федерального закона установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.

В статье также содержится примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации. Среди них:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны "Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции".

Так, организациям предлагается закрепить в едином документе с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике.

Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.

Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе:

- сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие;

- обзор типовых ситуаций конфликта интересов;

- типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционную хартию российского бизнеса.

 

Вопрос: Подскажите, какая информация должна содержаться на чеке при реализации товара индивидуальным предпринимателем?

 

Отвечает прокурор Покровского района Чаплыгин С.Д.:

 

Каждый кассовый чек должен содержать информацию, позволяющую идентифицировать конкретного индивидуального предпринимателя, реализующего товары (работы, услуги).

Кроме того, согласно Федеральному закону от 03.07.2016 №290-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 февраля 2021 года все индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, а также индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением тех, кто осуществляет торговлю подакцизными товарами, вступили в силу требования об обязательном указании в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) наименования реализуемых товаров и услуг,  их количество, а также цену за единицу предмета расчета.

 

 

Для юридических лиц установлена административная ответственность за клевету

Опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 N 513-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее -Закон).

КоАП РФ дополнен новой статьей 5.61.1. "Клевета", устанавливающей административную ответственность за правонарушение для юридических лиц.

За распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию предусмотрена санкция в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 3 миллионов рублей.

Возбуждение дела об административном правонарушении отнесено к компетенции органов прокуратуры. Рассматриваются дела данной категории судом.

Изменения вступили в силу 15.01.2021.

 

Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ, касающиеся социальной защиты инвалидов

Правительством РФ принято постановление Правительства РФ от 06.02.2021 N 120 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Поправки направлены на дополнительное регулирование, унификацию порядка предоставления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, уполномоченными органами, мер социальной защиты как по месту жительства, так и по месту пребывания или фактического проживания инвалида.

Так, к примеру, соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".

Установлено, что при подаче заявления о предоставлении технического средства (изделия) представляются документ, удостоверяющий личность инвалида или ветерана, документы,  подтверждающие полномочия и удостоверяющие личность представителя, а также документы о месте жительства (месте пребывания или фактического проживания) инвалида либо ветерана.

Уполномоченный орган обеспечивает регистрацию поданного заявления с последующим внесением соответствующих сведений в ведомственную информационную систему в день поступления заявления.

В порядке межведомственного электронного взаимодействия уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней дополнительно запрашивает в других уполномоченных органах сведения о наличии или отсутствии у них аналогичного заявления, а также о наличии или отсутствии предоставленного ранее технического средства (изделия) с указанием даты его предоставления или о выплате компенсации с отражением её даты. Ответы на запросы предоставляются в течение 3 рабочих дней.

Регламентировано, что при наличии в разных уполномоченных органах одинаковых заявлений рассматривается заявление, поданное последним.

Кроме того, поправками установлено, что замена технических средств (изделий) осуществляется тем уполномоченным органом, в который было подано соответствующее заявление.

Аналогичным образом выплата компенсации средств, затраченных на проезд для целей протезирования, также осуществляется тем уполномоченным органом, в который были поданы проездные документы.

Изменения вступили в силу 19.02.2021.

 

 

 

Вопрос: Подскажите, правда ли, что введён запрет на использование в соцсети нецензурной брани?

Отвечает прокурор Покровского района Чаплыгин С.Д.:

 

Да, действительно. Федеральным законом от 30.12.2020 №530-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Поправками с 1 февраля 2021 года на владельцев социальных сетей возложены дополнительные обязанности в отношении распространяемой информации. При этом под соцсетями понимается сайт или страница в сети Интернет с возможностью создания персональной страницы, доступ к которым в Российской Федерации составляет более 500 тысяч пользователей.

В настоящее время владелец социальной сети обязан:

- не допускать её использование в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

- не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

- соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ о референдуме и законодательством о выборах;

- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе затрагивающие честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

Также владелец социальной сети должен осуществлять её мониторинг в целях выявления, в том числе:

- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и объявлений о привлечении детей в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

- информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к его совершению;

- информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена;

- информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в России;

- информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ.

Согласно действующему законодательству в случае выявления информации, запрещенной к распространению, владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней и её удалить.

 

Внесены изменения во Временный порядок признания лица инвалидом

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 №1697 был утвержден Временный порядок признания лица инвалидом (далее - Порядок), который действует до 1 октября 2021 года включительно.

В рамках дополнительного регулирования правоотношений, возникающих в данной сфере, Правительством РФ принято постановление от 01.02.2021 N 92 "О внесении изменения во Временный порядок признания лица инвалидом".

Так, пункт 2 Порядка дополнен новыми положениями.

Установлено, что медицинская организация в целях проведения медико-социальной экспертизы в направлении, которое выдано гражданину впервые, указывает сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, отражающих состояние здоровья гражданина, степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятиях.

Кроме того, определено, что первичное направление на медико-социальную экспертизу гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные приложением к Правилам, и гражданам, направляемым на МСЭ для разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, при наличии ранее проведенных в течение 12 месяцев до этого обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма, формируется без проведения иных медицинских обследований.

В свою очередь решение об установлении впервые инвалидности или категории "ребенок-инвалид" и разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида принимается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном медицинской организацией.

Изменения вступили в силу 17.02.2021.

 

Законодателем продлён срок для перехода на упрощенную систему налогообложения

Опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 17.02.2021 N 8-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон).

Законом установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в случае если они отвечают требованиям, закрепленным главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (упрощенная система налогообложения), вправе уведомить налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя о переходе с 1 января 2021 года на упрощенную систему налогообложения вплоть до 31 марта 2021 года.

При этом дополнительно Законом регламентировано, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев 2020 года ее доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ при применении общего режима налогообложения, не превысили 112,5 миллиона рублей.

Изменения вступили в силу 17.02.2021.

Внесены изменения в правила выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц

Правительством РФ принято постановление от 06.02.2021 N 124 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц", которое вступило в силу 17.02.2021.

Нормативным актом внесены изменения в Правила выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 710, и в Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 711.

Так, в настоящее время регламентировано, что правопреемники могут подать заявление о выплате средств пенсионных накоплений или об отказе от них, а также необходимые документы в территориальный орган фонда лично или направить иным способом. В последнем случае подлинники документов не направляются и установление личности правопреемника, а также свидетельствование верности копий документов и подлинности подписи правопреемника на заявлении могут осуществляться нотариусом или в порядке, установленном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, аналогичном удостоверению доверенностей.

При этом согласно поправкам при представлении нотариально заверенных копий документов в электронной форме соответствие электронного образа копии документа его оригиналу должно быть засвидетельствовано усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Также закреплено, что если в течение 3 месяцев со дня направления уведомления о представлении недостающих документов эти документы представлены правопреемником, то днем обращения за выплатой средств пенсионных накоплений считается день приема первичного заявления.

При непредставлении правопреемником недостающих документов в течение 3 месяцев заявление со всеми документами возвращается фондом в течение 5 рабочих дней со дня окончания указанного 3-месячного срока.

Дополнительно в целях исключения злоупотреблений со стороны должностных лиц утверждена форма уведомления о предоставлении недостающих документов.

Помимо этого, поправками установлено, что с 30 января 2022 года заявление о выплате средств пенсионных накоплений или заявление об отказе от получения этих средств может быть представлено в форме электронного документа посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

 

Об изменении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции для оформления визы на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства

Действующим законодательством в целях недопущения распространения на территории России заболевания (ВИЧ-инфекции) установлены специальные условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" российские дипломатические представительства или консульские учреждения выдают визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами. Данное положение не распространяется только на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.

Приказом Минздрава России от 09.01.2019 N 1н утверждены Требования к сертификату об отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими в Российскую Федерацию (далее - Требования).

Приказом Минздрава России от 10.12.2020 N 1313н в указанный нормативный акт внесены отдельные изменения.

Так, согласно пункту 2 Требований, изложенных в новой редакции, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие срок свыше трех месяцев, для оформления визы на въезд в Российскую Федерацию могут представить в дипломатические представительства или консульские учреждения как сертификат, выданный медицинскими организациями на территории России, так и сертификат, выданный  на территории иностранных государств.

При этом сам сертификат должен содержать следующие сведения:

1) без сокращений фамилию, имя, отчество (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства;

2) реквизиты документа, удостоверяющего личность;

3) страну постоянного (преимущественного) проживания;

4) число, месяц, год рождения претендента на получение визы;

5) информацию о проведенном лабораторном исследовании крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека с отрицательным результатом, включая дату проведенного исследования;

6) полное наименование, адрес и телефон медицинской организации, проводившей медицинское обследование, и подпись врача, выполнившего обследование.

Изменения вступили в силу 16.02.2021.