«Прокуратура разъясняет»:

Может ли быть применен судебный штраф, если потерпевший или подсудимый возражают против этого?

 В случае если лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, возместило ущерб, загладило причиненный преступлением вред, однако вину в совершении преступления не признает и возражает по поводу прекращения уголовного дела, то положения ст. 76.2 Уголовного кодекса РФ, регламентирующей освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, применены быть не могут.

Вместе с тем, суд может назначить судебный штраф в качестве меры уголовно-правового характера, если против этого возражает потерпевший, так как его согласие не является обязательным условием для применения положений ст. 76.2 Уголовного кодекса РФ, ст. 25.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                                 Н.А. Клёпов

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал

Приказом Министерства труда Российской Федерации от 05.09.2016 № 490н внесены изменения в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Согласно указанным Правилам заявители после возникновения права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал вправе обратиться непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, путем подачи заявления, предоставив все необходимые документы.

В соответствии с внесенными изменениями заявление и документы, могут быть поданы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Датой приема заявления и документов, подаваемых через многофункциональный центр, считается дата их регистрации в многофункциональном центре.

В случае если к заявлению не приложены документы или приложены не все документы, предусмотренные Правилами, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возвращает обратившемуся лицу заявление и приложенные к нему документы в 5-дневный срок с даты подачи заявления через многофункциональный центр.

Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" введен приоритет российских товаров, работ, услуг по отношению к иностранным при совершении закупок. Исключение составляют закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Так, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке отечественных товаров, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов. При этом договор заключается по цене, предложенной участником в заявке.

В постановлении перечислены условия предоставления приоритета, установлены случаи, когда он не предоставляется.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Изменена продолжительность отпусков для гражданских служащих

Федеральным законом от 02.06.2016 № 176-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе» гражданским служащим установлена иная, в отличие от ранее существовавшей, продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска.

Согласно изменениям продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для всех групп должностей государственной гражданской службы теперь составит 30 календарных дней. Ранее для государственных гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, предусматривался ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Также в соответствии с внесенными изменениями законодателем установлена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет с учетом стажа государственной гражданской службы:

- при стаже от 1 года до 5 лет - 1 день;

- при стаже от 5 до 10 лет - 5 дней;

- при стаже от 10 до 15 лет - 7 дней;

- при стаже 15 лет и более - 10 дней.

Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 3 календарных дня.

Для гражданских служащих, имеющих на день вступления в силу федерального закона неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, сохраняется право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные отпуска или их части.

Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых гражданским служащим, замещающим должности на день вступления в силу федерального закона, исчисляется, начиная с их нового служебного года.

Федеральный закон вступил в законную силу 2 августа 2016 года.

 

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 

 

 

 

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Об особенностях производства дознания в сокращенной форме

Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие производство дознания в сокращенной форме при определенных условиях.

Такими условиями являются: наличие соответствующего письменного ходатайства подозреваемого, заявленного не позднее двух суток со дня разъяснения права на его подачу; возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания; признание подозреваемым вины, характера и размера причиненного преступлением вреда, согласие с правовой оценкой деяния, приведенной в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Вместе с тем, законом определены обстоятельства, которые исключают производство дознания в сокращенной форме: несовершеннолетие подозреваемого; наличие оснований для производства о применении принудительных мер медицинского характера; возражение потерпевшего против производства дознания в сокращенной форме и ряд иных.

По делам такой категории участие защитника обеспечивается органом расследования с момента осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст.ст.144 - 145 УПК РФ.

Дознание в сокращенной форме оканчивается в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения соответствующего постановления, до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением. Данный срок может быть продлен до 20 суток.

Приговор по уголовному делу, дознание по которому осуществлялось в сокращенной форме, постановляется на основании исследования и оценки только тех доказательств, которые указаны в обвинительном постановлении, однако, допускается дополнительное представление стороной защиты сведений о характеристике личности подсудимого.

Особенностью упрощенной формы дознания является то, что наказание не может превышать одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Учреждение сокращенной формы дознания преследует несколько целей. Во-первых, стимулировать позитивное посткриминальное поведение лиц, совершивших преступления. Во-вторых, максимально обеспечить процессуальную экономию в стадии предварительного расследования и судебного рассмотрения по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести в условиях отсутствия противодействия процессу доказывания со стороны защиты.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Что такое судебный приказ?

Понятие «судебного приказа» дано в части 1 статьи 121 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии с новой редакцией указанной статьи (изменения внесены Федеральным законом от 02.03.2016 № 45-ФЗ и вступили в законную силу 01.06.2016), судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 настоящего Кодекса, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает пятьсот тысяч рублей.

Ранее, до внесения изменений, законодательство такого ограничения не предусматривало.

Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Федеральным законом от 02.03.2016 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» также пополнен перечень требований, по которым выдается судебный приказ.

Согласно новой редакции статьи 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебный приказ выдается, если:

- требование основано на нотариально удостоверенной сделке; требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

- требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

- заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

- заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;

- заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка;

- заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи; заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                                Н.А. Клёпов

 

«Прокуратура разъясняет»:

Об увольнении в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает такой вид дисциплинарной ответственности государственных служащих как увольнение в связи с утратой доверия.

Основанием для применения данной меры ответственности являются:

- непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является служащий;

- непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

- участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

- осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

- вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством РФ;

- нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

При применении данного института учитываются характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя может произойти в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

Таким образом, работник может быть уволен в связи с утратой доверия, например, за использование вверенных ему денежных или товарных ценностей в личных целях, нарушение правил учета, хранения и выдачи этих ценностей, фиктивное списание товарных ценностей, кражу.

При этом работодатель должен доказать факт совершения работником таких действий.

 

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                          Н.А. Клёпов

 

«Прокуратура разъясняет»:

В чем отличие клеветы от оскорбления?

 «Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ определяет клевету как распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство, следует понимать опубликование таких сведений в средствах массовой информации, изложение в публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение их хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.

Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неэтичном поведении, недобросовестности в предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

В соответствии со статьей 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форм.

При этом главным отличием клеветы от оскорбления является распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо сведений о конкретных фактах, касающихся потерпевшего.

Оскорбление представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство.

Таким образом, оскорбление является административным правонарушением, а клевета - преступлением, за совершение которого ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ».

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Новое в уголовном законодательстве. Совершение преступления в состояние опьянения

Федеральным законом от 03.07.2016 № 328-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся понятия «состояние опьянения».

Указанным законом внесены поправки в статьи 23 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения», 63 Уголовного кодекса Российской Федерации «Обстоятельства, отягчающие наказание» и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», которыми расширен перечень, вызывающих состояние опьянения.

К таким веществам, наряду с алкоголем, наркотическими средствами или другими одурманивающими веществами, отнесены психотропные вещества, их аналоги и новые потенциально опасные психоактивные вещества.

Изменения вступили в силу 15.07.2016.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

«Прокуратура разъясняет»:

Что понимается под содействием в осуществлении террористической деятельности?

Отвечает старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Аблязов Эдуард Владимирович:

«Прежде всего, содействие террористической деятельности является уголовно-наказуемым деянием, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 205.1 Уголовного кодекса РФ.

Под содействием террористической деятельности понимается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных следующими статьями кодекса:

- 205 (террористический акт):

- 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма);

- 205.3 (прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности);

- 205.4 (организация террористического сообщества и участие в нем);

- 205.5 (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации);

- 206 (захват заложника);

- 208 (организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем);

- 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава);

- 220 (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами);

- 221 (хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ);

- 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля);

- 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти);

- 279 ( вооруженный мятеж);

- 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой);

- 361 (акт международного терроризма).

Кроме того, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати лет.

Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения преступлений террористической направленности либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.

Под пособничеством понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьёй 205.1 кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 

 «Прокуратура разъясняет»:

О полномочиях органов контроля по проведению контрольной закупки

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ Федеральный закон «О защите прав критических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен статьей 16.1, позволяющей органам контроля (надзора) проводить в пределах своих полномочий такое мероприятие как «Контрольная закупка».

Контрольная закупка в рассматриваем контексте представляет собой мероприятие по контролю, в период которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), и по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по согласованию с органами прокуратуры.

Данные изменения вступят в силу 01 января 2017 года.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Является ли совершение преступления в состоянии опьянения отягчающим наказание обстоятельством?

 «Федеральным законом от 21.10.2013 № 270-ФЗ (в редакции закона № 328-ФЗ от 03.07.2016) в статью 63 Уголовного кодекса РФ введена часть 1.1., согласно которой суд, назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать обстоятельством, отягчающим наказание, совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ или других одурманивающих веществ.

Практика участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами свидетельствует об актуальности указанной новеллы уголовного закона, поскольку на протяжении последнего времени в обществе активно обсуждался вопрос об усилении уголовной ответственности в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений в состоянии опьянения.

При рассмотрении уголовных дел в суде зачастую возникает вопрос о том, какие же обстоятельства преступления и данные о личности лица, его совершившего, могут привести к признанию состояния опьянения отягчающим наказание обстоятельством.

К числу доказательств могут быть отнесены как собственные показания подсудимого, так и потерпевших, и свидетелей, способных определить состояние опьянения по характерным признакам (запах алкоголя, шаткая походка, развязная речь и т.п.), заключения экспертов.

Говоря о данных, характеризующих личность подсудимого, следует отметить, что в этом случае должны быть получены доказательства, свидетельствующие о склонности виновного к злоупотреблению спиртным, а также наркотическими средствами либо психоактивными веществами.

Это могут быть как показания свидетелей, так и сведения о нахождении виновного на учете в соответствующих лечебных учреждениях. Отсутствие сведений о нахождении лица на таком учете не может являться препятствием для признания совершения преступления в состоянии опьянения отягчающим наказание обстоятельством.

В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, в соответствии с которым отягчающее наказание обстоятельство могло повлиять на усиление виновному наказания, в Уголовным кодексом РФ данным обстоятельствам придается более широкое уголовно-правовое значение.

Установление судом рассматриваемых обстоятельств влияет не только на назначение наказания (ст. 60 Уголовного кодекса РФ), но и является основанием назначения наказания в виде лишения свободы лицу, совершившему впервые преступление небольшой тяжести (ч. 1 ст. 56 Уголовного кодекса РФ), исключает назначение виновному наказания по правилам ст. 62 кодекса; исключает принятие судом решения о понижении категории преступления (ч. 6 ст. 15), которое влечет за собой еще более значимые правовые последствия».

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 

 «Прокуратура разъясняет»:

По каким вопросам можно обратиться в суд с административным исковым заявлением?

Ответ на поставленный вопрос содержит Кодекс административного судопроизводства РФ.

В соответствии со ст. 124 кодекса административное исковое заявление может содержать следующие требования:

1. О признании не действующим нормативного правового акта;

2. О признании незаконным принятого административным ответчиком решения или совершенного им действия;

3. Об обязании административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4. Об обязании административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5. Об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными полномочиями, должностным лицом.

Обращаю внимание на то, что в обязательном порядке административное исковое заявление должно содержать сведения, указанные в ч. 2 ст. 125 кодекса, в том числе данные, подтверждающие процессуальную правоспособность.

Административное исковое заявление должно содержать сведения о том, какие именно права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

Подчеркну, что административное производство обязывает истца самостоятельно направлять административному ответчику копии иска и копии всех приложений к нему.

При подаче административного искового заявления необходимо приложить уведомления о вручении копии этих документов.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Какова ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за неисполнение обязанностей по предупреждению, профилактике и противодействию межнациональным, межэтническим, религиозным, расовым проявлениям конфликтов, вражды и ненависти?

Отвечает старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Аблязов Эдуард Владимирович:

«Прежде всего, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку является допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности предусмотрена статьёй 14 Федерального закона от 25.06.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Под экстремистской деятельностью должностных лиц, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе понимаются высказывания должностного лица о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности.

Согласно предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» требованиям к служебному поведению гражданского служащего, он обязан обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций.

На основании основных обязанностей муниципального служащего, установленных пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», он обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций.

В соответствии с установленными статьёй 14.2 указанного Закона требованиями к служебному поведению муниципального служащего, он обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан; соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

Муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений».

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязали обеспечить антитеррористическую защищенность объектов жилищно-коммунального хозяйства

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 №1055 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Требования устанавливают порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), правообладателями которых являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организации, находящиеся в его ведении.

Под объектами понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, а также отдельные здания, строения и сооружения.

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем:

 - проведения категорирования и паспортизации объектов (территорий);

- реализации соответствующих категориям объектов (территорий) мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности этих объектов (территорий);

- реагирования должностных лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), на угрозы совершения или на совершение террористических актов на объектах (территориях);

- информирования органов государственной власти об угрозах совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);

- осуществления контроля за выполнением настоящих требований на объектах (территориях).

Также утверждена форма паспорта безопасности указанных объектов (территорий).

Контроль за обеспечением антитеррористической защищенности объектов (территорий) (далее - контроль) осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также должностными лицами, уполномоченными руководителями организаций, находящихся в его ведении.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Отличие  работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору

Нередки случаи, когда с работником заключают не трудовой договор, а гражданско-правовой. И тот и другой договор имеет свои преимущества.

Признаки трудового договора, отличающие его от договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг):

1) личное выполнение работником (физическим лицом) работы, невозможность привлечения третьих лиц;

2) включение работника в штат организации, ведение на него документов кадрового делопроизводства;

3) обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию (работу по должности, профессии, специальности), а не разовые задания;

4) подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, иным локальным нормативным актам работодателя и выполнение указаний работодателя, возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей;

5) выплата заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда не реже двух раз в месяц;

6) обеспечение работодателем безопасных условий труда;

7) обеспечение работодателем всем необходимым для работы (оборудование, инструменты, материалы);

8) ограничение продолжительности рабочего времени, повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, работу, выполняемую во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых климатических условиях;

9) ограничение размера ущерба, взыскиваемого с работника, средним месячным заработком;

10) предоставление работнику гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством;

11) обязательное социальное страхование работника;

12) прекращение трудового договора только по основаниям, установленным федеральными законами, с соблюдением соответствующей процедуры.

Многие условия трудового договора выгодно отличают его от гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Так, напр., работник в отличие от подрядчика (исполнителя) подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, материнства, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеет право на все гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством, работодатель ограничен в возможности прекращения с ним трудового договора.

Вместе с тем некоторые преимущества имеет и выполнение работ (оказание услуг) по договору гражданско-правового характера. Например, подрядчик (исполнитель) может привлечь к исполнению своих обязательств других лиц, может самостоятельно определять способы и время выполнения задания заказчика, не подчиняется локальным нормативным актам заказчика.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (ч. 2 ст. 15 ТК РФ).

Если государственная инспекция труда или суд установят, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, т.е. гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой договор (ч. 4 ст. 11, ст. 19.1 ТК РФ; п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2). В этом случае у исполнителя по гражданско-правовому договору меняется правовой статус – он признается работником, имеющим право на гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 67 Трудового кодекса РФ работодатель должен оформить трудовой договор в письменной форме в течение 3 рабочих дней с того дня, когда фактически допустил работника к работе. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых должен быть передан работнику. За несоблюдение этой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Если работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора, то условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы (ст. 70 ТК РФ).

В случае, если работник приступил к работе без оформления трудового договора, а работодатель отказывается этот договор оформлять, возможны несколько вариантов разрешения данной ситуации.

1. Работник может и должен настаивать на том, чтобы работодатель оформил трудовой договор. Работодателю необходимо сообщить (письменно или устно) о его обязанности оформить трудовой договор при фактическом допуске к работе со ссылкой на ст. 67 ТК РФ, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2. Необходимо потребовать ознакомить с приказом о приеме на работу и внести запись о приеме на работу в трудовую книжку (ст. 66, 68 ТК РФ).

2. Работнику необходимо собрать доказательства наличия трудовых отношений для последующей защиты прав в инспекции по труду или в суде.

Для признания наличия трудовых отношений при фактическом отсутствии письменного трудового договора нужно доказать факт самой работы, а также факт допуска к ней работодателем или его уполномоченным представителем (определение Верховного Суда от 24.01.2014 № 18-КГ13-145). Характерными признаками трудовых отношений являются, в частности: личное выполнение работ по определенной специальности с указанием квалификации или должности, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, получение зарплаты, наличие поощрений, дисциплинарных взысканий, отпусков, больничных (ст. 15, 56 ТК РФ).

Работник может подать работодателю заявление, запросив документы, связанные с работой. Например, справку о размере зарплаты, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах, о периоде работы в организации, иные документы. В заявлении можно указать любые причины, по которым потребовались эти документы, например для оформления кредита в банке.

Работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня обращения оформить справки и копии документов, заверив их надлежащим образом (ст. 62 ТК РФ). Если работодатель выполнит свои обязательства, то у работника появятся доказательства фактической занятости в организации.

Иными доказательствами трудоустройства могут служить аудио- и видеоматериалы, которые подтверждают соответствующие факты. Также желательно найти людей, которые могли бы свидетельствовать в пользу работника в судебном заседании, например коллег или клиентов компании (ст. 55 ГПК РФ).

Собирать можно любые документы, которые могут подтвердить, что работник состоит в трудовых отношениях (приказы, письменные задания, копии отчетов о работе). Доказательством может также являться наличие пропуска в организацию, униформа, доступ к корпоративной электронной почте и пр.

Работник может по своему усмотрению защищать свои трудовые права и свободы всеми законными способами, в том числе через государственную инспекцию труда или в суде (ст. 352 ТК РФ).

Если будет доказано, что работник был допущен к работе, то даже при отсутствии трудового договора с установленным размером заработной платы бремя доказывания в суде размера заработной платы и отсутствия задолженности по выплате заработной платы работнику лежит на работодателе.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 

 «Прокуратура разъясняет»:

«Прокуратура разъясняет»:

Соблюдайте законодательство о ветеринарии

В соответствии с требованиями ст. 18 Закона «О ветеринарии», Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов при проведении внутрихозяйственного охотустройства на территориях охотничьих угодий должны быть оборудованы специализированные места разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), надлежащим образом организована утилизация биологических отходов в соответствии с Ветеринарными правилами, осуществляться соответствующий контроль за размещением и содержанием мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов).

Необходимость соблюдения законодательства о ветеринарии юридическими лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, подтверждена определением Верховного суда РФ от 30.04.2015 по делу №304-КГ14-5095, а также отражена в письме Россельхознадзора от 15.01.2016 №ФС-ЕН-2/299 «О защите охотничьих ресурсов от болезней».

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов предусмотрена ч.3 ст. 10.8. КоАП РФ и предусматривает наказание в виде административного штрафа до 700 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Каким образом можно повлиять на родителей несовершеннолетнего ребенка, которые отказываются от  медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни?

Федеральным законом от 28 июня 2016 года №223-ФЗ, в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, касающиеся установления порядка производства по административным делам о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного лица, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

Административное исковое заявление о защите интересов указанных лиц, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, подается в суд по месту нахождения медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.

Административное дело рассматривается судом в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда, а при наличии ходатайства медицинской организации о медицинском вмешательстве в экстренной форме - в день поступления административного искового заявления.

Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании.

О времени и месте рассмотрения административного дела извещаются лицо, отказавшееся от медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, медицинская организация, подавшая административное исковое заявление, орган опеки и попечительства, прокурор.

Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случаев, если их явка признана судом обязательной.

Суд вправе привлечь к участию в деле лицо, в отношении которого решается вопрос о медицинском вмешательстве, в случае, если этому не препятствует его состояние здоровья, а также иных заинтересованных лиц.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Законен ли сбор денежных средств в детском саду?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Пунктом 5 части 1 статьи 9Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Таким образом, образовательная организация, которой является детский сад, не вправе в принудительном порядке осуществлять сбор с родителей денежных средств на проведение ремонта, приобретение игрушек и канцтоваров, а также на иные нужды образовательной организации.

Вместе с тем, согласно статье 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, материальная или иная  помощь образовательной организации может быть оказана родителем только с соблюдением принципа добровольности.

В случае принудительного сбора денежных средств сотрудниками образовательной организации, Вы вправе обратиться в правоохранительные органы, в том числе, в прокуратуру по месту Вашего жительства, с заявлением о привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов

 

 

 «Прокуратура разъясняет»:

Последствия неиспользования по целевому назначению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации", вступившим в силу  с 4 июля 2016 года, введена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению в течение трех и более лет.

Административная ответственность в этом случае предусматривается в виде наложения административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Указанным законом также предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                   Н.А. Клёпов