03.07.2024 Легализация трудовых отношений. Памятка работодателю

О негативных последствиях теневой занятости

   Теневая занятость – это нелегальная деятельность, т.е. выполнение работ (оказание услуг) без оформления трудового или гражданско-правового договора, либо осуществление предпринимательской деятельности без официальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

При использовании официального трудоустройства работодатель имеет право:

  • заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ); 
  • вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; 
  • требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда; 
  • привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ; 
  • реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.

Для работодателя положительными моментами официального трудоустройства работников являются:

  • работники качественно и своевременно выполняют трудовые обязанности; 
  • повышается вероятность взять на работу квалифицированных специалистов; 
  • авторитет бизнеса, привлекательный имидж работодателя; 
  • конкурентоспособность на рынке труда; 
  • заключение договоров о материальной ответственности за сохранность вверенного сотруднику имущества, что позволяет привлечь виновных работников к материальной ответственности;

Трудовые отношения по устной договоренности о размере заработной платы приводят к ряду негативных последствий:

  • способствуют массовому несоблюдению трудовых и пенсионных прав работников; 
  • используя механизмы «теневой» занятости, руководство организаций лишает своих работников заслуженного пенсионного обеспечения при достижении пенсионного возраста; 
  • работодатель лишает работников возможности оплаты отпусков, больничных листов, пособия по безработице, пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, выходного пособия при увольнении по сокращению численности или штата; 
  • «теневая» зарплата ограничивает права работников на получение кредитов, поскольку размер кредитов банков зависит от размера официальной зарплаты работника.

В случае выявления факта неофициального трудоустройства, работодатель несет:

 

  • административную ответственность - статьи 5.27 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 
  • налоговую ответственность - статья 123 Налогового Кодекса Российской Федерации; 
  • уголовную ответственность - статьи 171 и 199.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации. УК РФ в качестве наказания предусмотрены не только наложение штрафа, но и арест, принудительные работы либо лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

09.04.2024 Теневая занятость. Разбираемся в минусах

07.04.2023 г.   Новый закон о занятости: что важно знать

       В России почти каждый пятый работник занят в неформальном секторе, а в некоторых регионах этот показатель и вовсе равен половине всего трудоспособного населения. Для борьбы с неформальной занятостью Госдума предложила принять новую версию закона о занятости населения. Уличенные в сером найме работодатели попадут в специальный публичный реестр. Закон также разрешит безработным брать короткие подработки без снятия с учета и даст возможность получать пособие бывшим предпринимателям. А новым ИП обещают возможность получить разовые «подъемные» для выхода на рынок. О других важных изменениях — в нашем материале.

 

        Действующий закон «О занятости населения» приняли почти 32 года назад, 19 апреля 1991 года. Документ уже устарел, поэтому его предлагают заменить новым, гораздо более подробным. 11 января группа депутатов и сенаторов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным внесла в нижнюю палату парламента новую версию закона «О занятости населения». Главной задачей нового законопроекта разработчики называют «отражение изменившихся реалий рынка труда, введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач, в том числе в условиях санкционного давления». Основные изменения новой редакции закона призваны усилить защиту прав трудящихся как при поиске работы, так и в случае потери работы, в том числе индивидуальных предпринимателей или самозанятых граждан. Еще одна его цель — противодействие теневой занятости в РФ

Противодействие нелегальной занятости

Законопроект предусматривает создание общедоступного реестра работодателей, которые трудоустраивают работников нелегально. Этот реестр будет формироваться на основе обращений, содержащих информацию о фактах или признаках нелегальной занятости в компаниях, объясняет Зайцева.

Порядок ведения и публикации такого реестра должно определить правительство в подзаконном акте.

Платформенная занятость и самозанятость

Законопроект впервые закрепляет статус самозанятого с трудовой точки зрения. Под самозанятостью законодатель понимает «деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, направленную на систематическое получение дохода». Сейчас определен только налоговый режим самозанятого, который позволяет уплачивать налоги по ставке 4–6% в зависимости от того, кто потребитель товаров или услуг.

Вводится и понятие «платформенно занятые». К ним отнесут граждан, которые находят заказчиков с использованием цифровых платформ занятых, например сервисов заказа такси или ресурсов по подбору вакансий для разнорабочих.

Закрепление этих понятий в одной из статей нового закона важно, потому что в той же статье законодатель обещает принять отдельные федеральные законы для регулирования труда самозанятых и платформенно занятых. Еще во время разработки поправок появлялась информация, что для «платформенных» сотрудников установят обязательные нормы работы и отдыха, оплаты, доступа к соцгарантиям, в том числе к пенсионному страхованию и пособиям. Сроки разработки двух новых ФЗ в законопроекте не указаны.

Порядок признания безработным

Законопроект подробно описывает порядок признания гражданина безработным. Для этого в первую очередь необходимо его волеизъявление: он должен обратиться в службу занятости с заявлением и приложить резюме. Правда, требования к содержанию обоих документов пока неизвестны — их установят отдельным федеральным законом позднее.

В течение четырех дней после подачи заявления гражданина должны пригласить в орган занятости «для формирования и согласования индивидуального плана, а также для подбора и согласования вариантов подходящей работы». Индивидуальный план поиска работы будет обязательным для соблюдения — если его проигнорировать, пособие платить не будут.

В законе указывается, кого нельзя признать безработным: граждан в возрасте до 16 лет, студентов-очников, пенсионеров по старости и некоторых других.

 

Снятие с учета

Если гражданин откажется от двух вариантов подходящей работы, его снимут с учета. При этом дважды одну и ту же работу орган занятости предлагать не вправе. Снятие с учета не происходит в случае, если найти подходящую работу кандидату не удалось за 12 месяцев (для граждан предпенсионного возраста — 18 месяцев). В таком случае кандидату начнут предлагать уже любую работу.

Повторно встать на учет можно будет через три месяца.

 

Подходящая работа

Для определения подходящей конкретному человеку работы законодатель предлагает учитывать такие критерии:

✔ Образование и квалификация гражданина.

✔ Его специальность, профессиональные навыки и качества.

✔ Желаемая сфера деятельности или профессия.

✔ Тип занятости.

✔ Подходящая локация рабочего места.

✔ Зарплата, на которую претендует кандидат.

✔ Социальное положение и жизненные обстоятельства заявителя.

Работа, не требующая особой квалификации, временные подработки и общественные работы могут быть назначены впервые ищущим работу и дважды уволенным за нарушение трудовой дисциплины, а также состоящим на учете более 12 месяцев и отказавшимся пройти профессиональное обучение.

 

Размер пособия по безработице

Пересмотрен размер пособия, выплачиваемого состоящим на учете безработным.

Действующая редакция закона о занятости отдает правительству полномочия по определению максимального и минимального размера пособия. На 2023 год они установлены в размере 12 792 руб. и 1500 руб. соответственно. Новая редакция закона привязывает размер пособия к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ): максимально — 100%, минимально — 30%. По состоянию на 2023 год, это 16 242 руб. и 4873 руб. соответственно.

Как и прежде, на максимальный размер пособия могут рассчитывать только те, кто недавно лишился работы, и чья зарплата была как минимум 21 656 руб., то есть для кого МРОТ составляет 75% от предыдущего заработка. В таком размере будут платить только первые три месяца на учете в качестве безработного. В следующие три месяца сумма снизится до 50% от МРОТ, затем — до 30%.

 

Содействие начинающему предпринимателю и выплаты бывшему

Законопроект предусматривает, что органы службы занятости могут содействовать безработным гражданам в создании условий, необходимых для начала предпринимательской деятельности. Эти условия, как следует из текста поправок, будут заключаться в единовременной выплате при регистрации в качестве ИП или самозанятым, а также при создании юридического лица. Порядок и условия выплаты и ее размер будут устанавливать региональные власти.

Кроме того, законопроект дает право ИП и самозанятым регистрироваться в службе занятости населения и получать пособие по безработице при утрате заработка, но только при условии, что ИП ликвидировано, а статус самозанятого прекращен.

 

Подработки не лишат статуса

Еще одной важной мерой поддержки является норма, которая позволит человеку брать короткие подработки, пока он состоит на учете как безработный.

Меньше бумажной работы

Законопроект упрощает процедуру передачи сведений о предстоящем сокращении штата в органы службы занятости. Теперь компания сможет сделать это через единую цифровую платформу. В настоящее время предусмотрена письменная форма подачи такого уведомления, обращает внимание Зайцева.

Запрет на дискриминацию

В новой редакции прописан запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакансиях, в которой содержатся «сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ» в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии.

Пояснение: работодателю нельзя распространять вакансии, которые содержат какие-либо дискриминационные признаки. Штраф за это существует уже десять лет (ст. 13.11.1 КоАП), но впервые положение закрепят в законе о занятости.

Заполнение рынка труда

Еще одна новая глава посвящена взаимодействию органов службы занятости с образовательными организациями. Количество бюджетных мест в образовательных организациях предлагается определять с учетом потребностей рынка труда.

Квоты для инвалидов

Сейчас обязанность по трудоустройству инвалидов касается по общему правилу только работодателей, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, а размер квоты составляет от 2 до 4% от этого числа. «При этом субъект федерации может установить (а может и не установить, как, например, в Москве и Санкт-Петербурге) квоту в пределах 3% для работодателей со среднесписочной численностью от 35 до 100 человек» Законопроект понижает планку квотирования и устанавливает на уровне федерального закона обязанность для всех работодателей со среднесписочной численностью работников от 35 человек создавать или выделять рабочие места для инвалидов. Размер квоты при этом должен дифференцироваться субъектом также в пределах от 2 до 4% среднесписочной численности работников, обращает внимание Силинская.

ФНПР отмечает, что увеличение уровня теневой занятости может вызвать дисбаланс на рынке труда. Замещение части официальных работников более дешевой рабочей силой из «тени» способно привести к снижению цены на трудовые ресурсы и постепенному падению уровня официальной заработной платы. В ФНПР подготовили предложения по снижению уровня теневой занятости и направили их заместителю Министра труда и социальной защиты РФ Елене Мухтияровой. 

 

Предотвратить увеличение уровня теневой занятости может контроль со стороны федеральной инспекции труда - Роструда, однако ее деятельность затруднена из-за ограничений, которые введены постановлением Правительства РФ №336 от 10 марта 2022 года (ссылку на постановление). Более того, текущий порядок не соответствует ратифицированной РФ Конвенции №81 МОТ об инспекции труда и, более того, положениям Трудового кодекса РФ. 

 

«Применение к деятельности федеральной инспекции труда постановления №336 фактически вводит мораторий на реализацию статьи 19.1 ТК РФ, в части права государственного инспектора труда выдавать предписания об устранении нарушения части второй статьи 15 ТК РФ, а также на реализацию государственной гарантии по оплате труда работников посредством проведения проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы, не говоря о том, что в целом затруднен гарантированный статьей 352 ТК РФ один из основных способов по защите трудовых прав и свобод», - заявляют в Федерации Независимых Профсоюзов России. 

 

В ФНПР же считают, что снижение регуляторных издержек для отечественных предпринимателей любой ценой недопустимо. Тем более за счет нарушения трудовых прав граждан. 

 

Как профсоюзы предлагают предотвратить рост теневой занятости?

 

ФНПР предлагает разработать и внести изменения в постановление №336 в целях осуществления мероприятий федерального государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в части требований к оформлению трудовых отношений, создать упрощенный механизм заключения трудовых договоров и ввести обязательное страхование утраты заработка, в том числе при потере работы.

 

Упрощенный механизм заключения трудовых договоров

 

Отсутствие у гражданина работы, необходимость средств к существованию, общее состояние рынка труда зачастую вынуждают гражданина соглашаться при приеме на работу на заведомо невыгодные для него условия, которые навязывает работодатель. В связи с этим ФНПР предлагает установить возможность заключения трудовых договоров в следующем порядке: 

 

1.    Работник, фактически допущенный к трудовой деятельности, направляет уведомление о факте заключения трудового договора без письменного оформления в заинтересованные госорганы – Роструду, федеральной налоговой службе и государственным внебюджетным фондам. Причем уведомление предлагается формировать и направлять через Единый портал государственных и муниципальных услуг населению, а также Единую цифровую платформу «Работа в России». С этого момента, по умолчанию, трудовой договор считается фактически заключенным на неопределенный срок. 

 

2.    Далее предполагается, что органы федеральной инспекции труда на основании полученного уведомления информируют работодателя о регистрации факта трудовых отношений без письменного оформления трудового договора. Они предлагают завершить оформление с помощью платформы «Работа в России». 

 

3.    Для работодателей, которые уклоняются от завершения оформления трудовых отношений, объявляется предостережение и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Если работодатель не согласен с решением Роструда о регистрации факта возникновения трудовых отношений, то он может обратиться в суд. 

 

На данный момент обращаться в суд, чтобы реализовать свои трудовые права, в частности заключение трудового договора, приходится работнику. Хотя Трудовой кодекс РФ (статья 67) предусматривает обязанность работодателя при фактическом допущении работника к работе оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней.   

 

Страхование утраты заработка

 

Как предлагает ФНПР, новый вид социального страхования полной или частичной утраты заработка, в том числе при потере работы, задолженности по зарплате и неполной занятости, должен носить обязательный характер. Его финансирование может осуществляться, например, за счет 1-1.5% налога на доходы физических лиц. Для работников, которые не имеют необходимого страхового стажа, должны быть предусмотрены социальные выплаты за счет бюджетных средств.

 

В качестве страховщика предлагается определить Фонд пенсионного и социального страхования РФ. По мнению профсоюзов, это позволит обеспечить доступность услуг по страхованию на всей территории страны и гарантировать исполнение обязательств перед застрахованными лицами. 

 

«Такой подход обеспечит финансовую устойчивость системы страхования, не приведет к возникновению нагрузки на работников или работодателей, позволит существенно повысить уровень доходов и качество жизни граждан как работающих, так и потерявших работу, а также повысит заинтересованность их самих в легализации трудовых отношений», – отмечает ФНПР.