Банкротство физического лица

 

Признание гражданина банкротом - это не списание долгов, а полное или частичного погашение долга после продажи финансовым (арбитражным) управляющим части его движимого и/или недвижимого имущества на конкурсной основе, после которой прекращаются все обязательства перед кредиторами, за исключением требований кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный Закон №476-ФЗ (о банкротстве физических лиц), принятый от 29.12.2014 года и вступивший в силу с 1 июля 2015 г., регламентирует порядок действий в случаях невозможности самостоятельного погашения долгов по кредитам индивидуальными предпринимателями и обычными гражданами России.

Судебная процедура для физических лиц предусматривает три варианта выхода из тяжелой финансовой ситуации:

1.     Мировое соглашение с кредиторами в досудебном порядке и решения вопроса без обращения в коллекторские бюро и наложения штрафных санкций за неисполнение обязательств;

2.     Реструктуризация долга с выплатой по новому графику с рассрочкой платежей на 3 года;

3.     Банкротство физического лица или индивидуального предпринимателя

Суд после изучения всех обстоятельств выносит решение по порядку действий в каждом конкретном случае. Так реструктуризация задолженности по кредитам применяется при наличии у должника подтвержденного постоянного дохода, достаточного для проведения выплат.

Кто и когда может воспользоваться новым законодательным актом?

Заявить о признании себя банкротом может любой гражданин при величине долговых обязательств более 500 тыс. руб. и неисполнении требований банка свыше 3 месяцев.

Причиной обращения должны быть обстоятельства, очевидно и однозначно свидетельствующие:

1.     о неплатежеспособности;

2.     об отсутствии возможности исполнения денежных кредитных обязательств в установленные сроки;

3.     о необходимости выплат по другим кредитам, выполнению которых препятствует действующий долг.

Обратиться в суд и запустить процедуру признания несостоятельным должником могут также:

кредиторы;

гражданин;

налоговая инспекция.

План реструктуризации и возмещения в этом случае может быть принят без участия потенциального банкрота.

Возбуждение дела о банкротстве возможно в случае смерти заемщика. Процедура выполняется наследниками, до вступления акта о наследовании в силу - нотариусом или исполнителем завещания по месту открытия наследства. Конкурсной массой для погашения долгов становится имущество умершего.

Банкротом может быть признан индивидуальный предприниматель, при условии соблюдения требований и ограничений для обращения в суд. 

Выплата алиментов и денежных сумм по возмещению вреда здоровью и порче имущества не являются предметом рассмотрения в делах о банкротстве, информация о них  и другие денежных обязательствах могут быть предъявлены в суде в качестве основания несостоятельности на процессе.

Что потребуется для объявления о несостоятельности?

Запуск процедуры признания физического лица банкротом начинается с подачи заявления в суд по месту жительства. Дела о банкротстве рассматриваются судебными органами общей юрисдикции по индивидуальному графику.

Индивидуальные предприниматели должны обратиться в арбитражный суд, в котором оно должно быть рассмотрено не позднее 7 месяцев.

Все судебные расходы и издержки оплачиваются должником и возмещаются вне очереди, включая услуги арбитражного (финансового) управляющего. Возможен иной порядок платежей при заключении должником и кредиторами мирового соглашения.

Перечень и формы документов для заполнения можно найти на официальном сайте суда, нововведением является возможность предоставления на рассмотрение необходимых копий в электронной форме по интернет.

Суд при подаче заявления изучает его обоснованность, в случае нахождения достаточных оснований процедура признания банкротства запускается в делопроизводство.

Основанием для отказа при обращении является непогашенная судимость за совершение:

экономических преступлений;

фиктивного или преднамеренного банкротства;

мелких хищений и порчи имущества.

Отказ последует при обращении о повторном признании в судебном порядке банкротом ранее, чем через 5 лет.

Какие последствия неизбежны после объявления банкротства?

Признание банкротом накладывает много ограничений. Статус сохраняется в течение 5 лет. Гражданин при обращении за новым займом или кредитом будет обязан указывать информацию о признании банкротом. Накладывается запрет на участие в управлении организацией (юридическим лицом) на 3 года. Все имущество, выделенное для погашения долга, переходит в распоряжение финансового управляющего, новые сделки проводятся под контролем, запрещено открывать новые банковские счета и получать по ним доход. Признание банкротом автоматически означает ограничение на выезд из страны.

Для частных предпринимателей:

аннулируется госрегистрация и все выданные лицензии;

суд налагает арест на имущество на весь период проведения реабилитационных процедур;

запрещается любая предпринимательская деятельность сроком на 5 лет.

Введение процедуры банкротства направлено, в том числе, на соблюдение интересов кредиторов. Все процедуры направлены на погашение задолженности в более мягком и щадящем для должника режиме, поэтому предусмотрены:

реструктуризация;

составление нового графика платежей;

продажа части имущества управляющим.

Решение суда о банкротстве означает прекращение взимания штрафов, пеней, процентов и прекращение санкций банка по более ранним обязательствам.

Налогоплательщик может подать заявление о предоставлении адреса

для получения по почте корреспонденции

Распечатать

Налоговый орган может выбрать возможный способ передачи налогоплательщику требования о представлении документов из тех, которые поименованы в п. 4 ст. 31 НК РФ, в том числе направить его по почте заказным письмом. Однако из приведенной нормы следует одно исключение, при котором у налогового органа не возникает права выбора способа передачи требования о представлении документов. 

Если налогоплательщик обязан подавать налоговую декларацию в электронной форме, то требование о представлении документов налоговым органом направляется в той же форме по телекоммуникационным каналам связи посредством оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговые органы при направлении по почте документов юридическим лицам, указывают адрес его места нахождения, при направлении индивидуальному предпринимателю, указывают адрес его места жительства или предоставленный налогоплательщиком адрес для направления документов.

Чтобы предоставить инспекции адрес для направления корреспонденции, необходимо подать соответствующее заявление. Форма такого заявления для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, утверждена Приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306. Подать указанное заявление можно также в электронной форме. Рекомендуемый формат утвержден Приказом ФНС России от 01.08.2014 N ММВ-7-6/408.

Физическим лицам, которые не могут обеспечить своевременное получение корреспонденции по адресу прописки, следует подать указанное заявление, чтобы избежать привлечения к налоговой ответственности за несвоевременное предоставление документов.

Владельцы Личного кабинета могут отказаться от получения налоговых уведомлений по почте

  Теперь у налогоплательщиков есть возможность получать необходимую информацию от налоговых органов только в электронном виде с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

При этом для получения от налоговых органов документов в электронной форме налогоплательщик должен направить в налоговый орган Уведомление об использовании «личного кабинета» для этих целей. Для этого необходимо уведомить налоговиков о своем желании по специальной форме, которая утверждена Приказом ФНС от 08.06.2015 № ММВ-7-17/231@.

После получения уведомления налоговым органом направление документов налогоплательщику на бумажном носителе не производится до получения от этого налогоплательщика уведомления об отказе от использования «личного кабинета».

Уведомление может быть представлено в любую инспекцию ФНС России, независимо от места постановки на учет физическим лицом непосредственно (через представителя), направлено по почте или в электронной форме через «личный кабинет налогоплательщика».

В последнем случае направляемое уведомление должно быть подписано усиленной неквалифицированной электронной подписью, которую можно скачать и установить непосредственно из «личного кабинета».

Подключиться к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» можно, обратившись в любую инспекцию ФНС России, независимо от места постановки на учет. При себе иметь паспорт и свидетельство ИНН (можно копию).

Физические лица, зарегистрированные на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут авторизоваться в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» без посещения налоговой инспекции. Обязательным условием для этого является личное обращение гражданина за получением реквизитов доступа для данного портала в один из уполномоченных центров регистрации Единой системы идентификации и аутентификации.

Также получить доступ к сервису можно с помощью квалифицированной электронной подписи или универсальной электронной карты.

С 2016 года НДФЛ не уплачивается,

если до продажи недвижимость была в собственности не менее пяти лет   

  С 1 января 2016 года доходы, полученные от продажи недвижимости (домов, квартир, дач, земельных участков и т.п.) не будут облагаться налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), только в случае если объект находился в собственности гражданина не менее пяти лет, тогда как ранее  этот срок составлял три года.

Исключение сделано в отношении имущества, полученного, в частности, по наследству, по договору дарения от близкого родственника или в результате приватизации. В этих случаях минимальный срок владения недвижимостью будет составлять, как и раньше - три года.

Кроме этого, с 1 января 2016 нельзя будет уклониться от уплаты налога, указав в договоре купли-продажи недвижимости заниженную цену. Теперь, для расчета налога учитывается одна, но наибольшая величина. Это либо цена недвижимости, отраженная в договоре купли-продажи, либо, если цена в договоре будет ниже 70% кадастровой (по сути - рыночной) стоимости объекта, кадастровая стоимость недвижимости, уменьшенная на коэффициент 0,7 (то есть в расчет берутся 70% от кадастровой стоимости недвижимости).

Эта величина и будет признана доходом от продажи недвижимости (квартиры, дома, земли, комнаты) при расчете налога. И именно этот доход нужно будет отразить в декларации 3-НДФЛ, его же можно будет уменьшить на все вычеты, которые вам полагаются.

Обратите внимание, новые правила нужно применять к объектам, приобретенным после 1 января 2016 года.

Как подать декларацию без посещения налоговой инспекции

В 2016 году граждане впервые могут сдать декларацию о доходах (3-НДФЛ) и получить налоговый вычет без посещения инспекции. Для этого надо всего лишь зарегистрироваться в "Личном кабинете" (ЛК) налогоплательщика.

Поправки в Налоговый кодекс признали "Личный кабинет" официальным инструментом общения налоговой службы и налогоплательщиков. Причем подавать документы в электронном виде можно по экстерриториальному принципу. Допустим, человек живет в Екатеринбурге, а имущество у него зарегистрировано в Москве и Челябинской области. Раньше ему пришлось бы обращаться сразу в три инспекции (по месту нахождения объектов собственности), а сейчас достаточно просто выбрать нужный регион в ЛК. Более того, гражданам нет необходимости оформлять усиленную электронную цифровую подпись (ЭЦП), как юридическим лицам: электронные документы они заверяют неквалифицированной подписью, которая автоматически создается в ЛК, не стоит ни копейки и действует в течение года.

Новшество особенно актуально для тех, кто живет не там, где прописан, и регулярно меняет съемные квартиры. С помощью ЛК они смогут вовремя отследить, какие налоги и когда им начислены, имеется ли недоимка, сообщить о продаже или покупке имущества, и оформить налоговые вычеты за последние три года.

Заполнив декларацию и прикрепив к ней сканированные документы, формируется электронный пакет и отправляется в налоговую службу. Перед отправкой декларация заверяется неквалифицированной цифровой подписью.

На заметку

• Неквалифицированную электронную подпись можно сохранить в облачном хранилище ФНС. Это позволит заходить в ЛК с любого компьютера, смартфона, планшета на Microsoft, iOS и Android.

• Документы, приложенные к электронной декларации, сканируются в формате PDF, TIFF или JPEG. Изображения лучше сохранять в черно-белом виде с расширением 200 - 300 точек на дюйм, чтобы уверенно читался текст и печати. Общий вес приложений не должен превышать 5 Мб.

• Срок регистрации электронной декларации - от суток до одной рабочей недели.

• С помощью "Личного кабинета" можно не только отправить декларацию, но и уточнить информацию об имуществе, заявить о льготах по налогам, распечатать квитанции и даже оплатить налоги.